|
||||
|
34. Теория прибавочной стоимостиПроизводство прибавочной стоимости – узловая проблема первого тома «Капитала», написанного известным философом Карлом Марксом (1818-1883). Фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов – собственников средств производства. Марксова теория прибавочной стоимости тесно связана с его трактовкой теории стоимости. В основе стоимости товара лежит только один источник (один производственный фактор) – труд. Все товары – продукты человеческого труда. Маркс выделил следующие характеристики товара: 1) способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; 2) производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе этого двойного свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. Как создатель потребительной стоимости, труд производителей всегда конкретный. Это – труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением. Труд, создающий стоимость – труд не для себя, а для других, для рыночных потребителей. Только тот труд, который действительно нужен обществу, является общественно необходимым трудом, его продукция может быть реализована на рынке посредством обмена. Положение о двойном характере труда – теоретическое обобщение Маркса, которое он считал самым важным теоретическим открытием, сделанным им в процессе разработки экономической теории, в ходе работы над «Капиталом». Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату, которая покрывает издержки, необходимые для поддержания и восстановления физических и моральных сил, для нормального функционирования работника. Заработная плата оплачивает не труд, она служит формой оплаты специфического товара «рабочая сила». Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т.е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и членов его семьи. Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала – предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента. Теория прибавочной стоимости представляет теоретическую конструкцию, которая учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства, также является источником ценности товара. Лежащая в ее основе трудовая (однофакторная) теория стоимости не согласуется с практикой, т.к. труд разнороден и отличается не только по затраченному времени, но и по результатам создания ценности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|