|
||||
|
ГЛАВА 1. ИСПЫТАНИЕ Что ж, можем себя поздравить! Закончились перипетии предварительного этапа: мы удачно «стартанули» своим резюме, нашли подходящую вакансию, блестяще подготовились к интервью с работодателем и одолели «детектор лжи» при прохождении тестирования. Наш новый босс или руководитель отдела, которому мы отдадим все силы в борьбе за прибыль компании, жмет руку и сообщает о дате выхода на работу. Отдадим себе должное - мы сделали это? Устроились на должность, о которой, возможно, только и мечтали. И как только, уважаемые коллеги, мы расслабимся, поздравляя себя с прохождением этого сложного экзамена, нас ожидает еще более ответственный этап - испытательный срок. Не все работодатели придерживаются буквы закона, который в некоторых случаях запрещает использовать испытание, поэтому испытательный срок может быть и явным, обозначенным в договоре, и скрытым. Но испытывать вас будут однозначно. Посему, чтобы не пропасть в дебрях испытательного срока и достойно подойти к его завершению, из этой книги мы усвоим необходимые правила поведения и тот минимум знаний, который убережет вас, коллеги, от непредвиденных ошибок. Для начала стоит запомнить, что оформление отношений с работодателем - не прихоть и не принуждение, а необходимая гарантия вашего безоблачного существования на рабочем месте. Многие недобросовестные работодатели подобны закоренелым холостякам - не очень-то торопятся закреплять с сотрудником законные отношения, предпочитая, на всякий случай, «гражданский брак». А случаи бывают разные… Не факт, что все повернется в вашу пользу. Идти у таких «холостяков» на поводу не стоит - практика показывает, что нежелание работодателя «скреплять себя узами» может обернуться для вас крупными неприятностями. Вспомним про Трудовой кодекс Первое, о чем стоит подумать в свой первый же рабочий день, а то еще и раньше- на этапе интервью, это контракт, или трудовой договор. Все смотрели реалити-шоу «Кандидат», где победившему соискателю в качестве основного приза предлагался контракт на 1,5 миллиона рублей в год (оказалось, даже больше) с указанием конкретной должности -управляющего бизнесом в группе компаний Аркадия Новикова. Это заманчивое слово «контракт» будоражит не меньше, чем участников телешоу, умы кандидатов всех вероисповеданий в тот счастливый момент, когда они слышат заветную фразу: «Вы приняты!» Если вы рискнете поверить работодателю на слово и согласитесь со всеми условиями, которые он вам озвучит, рискуете попасть впросак. Пусть вас не расслабляют уверения работодателя, что устная договоренность имеет ту же силу, что и письменный договор, продолжайте настойчиво и дипломатично требовать заключения договора. Позже поведаю вам грустную и даже трагическую историю про договоренность с работодателем и прохождение испытательного срока мной и моими сотрудниками в только-только созданном бизнес-проекте. А пока обратимся к лучшему другу работника и помощнику менеджера по персоналу - Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ). Начнем с того, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. Это письменно закрепленная обязанность работодателя предоставить нам, коллеги, работу, о которой столько твердили на интервью; создать нам условия труда, как обещали и не иначе; выплачивать нам зарплату, размер которой также должен быть отражен в этом документе. А мы, в свою очередь, обязуемся выполнять свои служебные функции, следовать правилам внутреннего распорядка (ежели, разумеется, они в фирме существуют) и т. п. Означает же подписание этого документа самое главное - мы договорились. О чем, собственно, речь? Содержание трудового договора Трудовые договоры могут отличаться в зависимости от изобретательности компании, но только в определенных разделах, таких как: характеристика условий труда, компенсации - льготы и некоторые условия, касающиеся соблюдения внутренних норм, - неразглашение коммерческой тайны и т. п. В остальном же трудовой договор должен содержать вполне стандартные блоки. Итак, в трудовом договоре указываются: фамилии, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются: место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. В этом документе может быть предусмотрен волнующий нас сейчас момент об испытательном сроке, о еразглашении тайны, о нашей обязанности отработать какое-то время после обучения, если оно было организовано внутри компании и за счет работодателя (что вполне справедливо, коллеги). Также там могут быть оговорены другие условия с одним существенным НО: они не должны ухудшать наше положение по сравнению с ГК, а условия трудового договора могут изменяться только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Копать будем от забора и до обеда. Срок трудового договора Трудовые договоры могут заключаться: 1. На неопределенный срок. 2. На определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда ваши трудовые отношения с работодателем не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Если же в трудовом договоре не обозначен срок его действия, то можете быть уверены - договор считается заключенным на неопределенный срок. В случае, если ни вы, ни работодатель не потребовали расторжения срочного трудового договора, когда срок истек, а вы продолжаете упорно трудиться на благо родной уже компании, ваш трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. А вот если ваш трудовой договор был заключен как срочный, но хитрый работодатель не имел достаточных оснований для такого действа (об основаниях заключения срочного договора см. ниже), то ваш договор любой суд или орган, контролирующий исполнение трудового законодательства, признает заключенным на неопределенный срок. Можете продолжать работать на благо компании дальше. Помните также о том, что срочный договор работодатель может заключить с вами из корыстных побуждений, чтобы уклониться от предоставления вам прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Очень срочный трудовой договор Трудовой договор на какой-то определенный срок может заключаться в ряде ситуаций, перечисленных в трудовом законодательстве. Среди них: замена временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы; выполнение временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона); направление на работу за границу; работа, выходящая за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; работа в организации, созданной на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы; заведомо определенная работа в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой; работа, непосредственно связанная со стажировкой и профессиональным обучением работника. Кроме этого срочный трудовой договор может быть заключен: с лицами, обучающимися по дневным формам обучения; с лицами, работающими в данной организации по совместительству; с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работник» (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 25 работников), а также к работодателям-физическим лицам и др.; с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера и др. Если ваша, коллеги, ситуация как-то соответствует тому, что изложено выше, подписывайте без сомнений срочный трудовой договор. Если же вы уже не являетесь студентом и еще не являетесь пенсионером, не собираетесь работать по совместительству, а предприятие не планирует временное расширение, и еще какие-то «не» присутствуют в вашей ситуации, подписывайте только бессрочный договор, или договор на неопределенный срок. При подписании договора важно учесть еще несколько вещей, изложенных в законодательстве. Отказать вам в заключении договора по закону работодатель не может, ему это запрещается. А по жизни - сколько угодно. Ни цвет вашей кожи, будь он хоть синим в крапинку, ни половая принадлежность, ни национальность, ни ваше пролетарское (аристократическое) происхождение, ни ваш знак зодиака, ни даже место регистрации (в просторечии - прописки) - в общем, ничего из того, что не связано с вашими деловыми качествами, не может выступать препятствием для подписания трудового договора. Тем более ни один из таких признаков не дает права работодателю как-то вас ограничивать в правах или отдавать преимущество другим сотрудникам. Отказ в заключении договора, связанный с беременностью или наличием детей у сотрудника, незаконен. Дорогие девушки, помните об этом, но будьте готовы к тому, что в жизни есть место подвигу, а закону - не всегда. Работодателю многое нельзя по закону, но для того, чтобы нам отстоять свои права, нужно еще это «нельзя» предъявить. То есть попытаться получить у работодателя письменный отказ в заключении контракта, где он, любезный, и изложит причину… Располагая такой бумажкой, мы браво направимся в суд и там обжалуем подлое реме ние работодателя! В общем, мораль такова: предусмотреть возможные «огрехи» лучше на предварительном этапе (см. мою книгу «Детектор лжи, или Как обойти "подводные камни" на собеседовании). Если вы заранее ознакомитесь с формой договора или узнаете о его отсутствии в принципе (что тоже не редкость), выясните, что полагается сотруднику, а что - нет, можно ли заводить детей, вернее, каково отношение к этому в компании, и поймете другие полезные вещи, то существенно сэкономите время и силы на текущем этапе. Кстати, спланировать документооборот, связанный с вашим перемещением или выходом с работы, тоже нужно заранее. Для этого важно уяснить следующее: по вашему письменному заявлению о приеме, переводе или увольнении с работы работодатель обязан не позднее трех дней с момента подачи этого заявления выдать вам копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о периоде работы у данного работодателя и др.). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом; они предоставляются вам безвозмездно, то есть даром. Если же ваши отношения прекратились, то есть вы увольняетесь, работодатель обязан выдать вам в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку и, по письменному заявлению, копии документов, связанных с работой. В случае, если в день увольнения выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет ему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на пересылку ее по почте. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Просили паспорт предъявить. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора вы должны предъявить работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного венно, обожаемого шефа или его представите-пенсионного страхования; ля, трудовой договор считается заключенным. документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Помните, что трудовым законодательством запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Если вы поступаете на работу впервые, трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается вам, другой хранится у работодателя. Даже если трудовой договор не оформлен - у руководителя закончились чернила, ручки под рукой не оказалось, что-то не успели обсудить-согласовать и т. п., а вы радостно пашете уже которую неделю с ведома, естественно, обожаемого шефа или его представителя, трудовой договор считается заключенным. Правда, по факту, работодатель обязан-таки заключить с вами договор не позднее трех дней с момента вашего допущения на ниву трудовых свершений. В болезни и здравии, в радости и горести… Оформление приема на работу Чтобы окончательно быть уверенным в том, что вы работаете совершенно законно, вы должны увидеть приказ или распоряжение о своем приеме на службу. Этот приказ издаст работодатель на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно полностью соответствовать условиям вашего контракта. Сам приказ вам должны выдать под расписку в течение трех дней со дня подписания договора. Если вы хотите хранить у себя доказательства, что приказ существует, можете потребовать у работодателя надлежащим образом заверенную копию. При приеме на работу работодатель обязан ознакомить вас с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и другими документами, имеющими отношение к трудовой фикции, исполняемой вами. Испытание испытанием. Кому противопоказан испытательный срок Начнем с того, что условие об испытательном сроке обязательно должно быть отражено в трудовом договоре. Понятно, что по обоюдному соглашению это испытание проводится в целях проверки вашего соответствия поручаемой работе. Если в трудовом договоре ничего про испытательной срок не сказано, не торопитесь собирать вещи, когда услышите через месяц: «Вы не прошли испытательный срок». Ваш случай означает, что вы были приняты без всякого испытания. Далее, знание норм закона о возможности назначения лично вам испытательного срока будет слабым, но все же утешением, если хитрый и подозрительный работодатель обойдется с вами не по правилам. Итак, испытание не устанавливается для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом; беременных женщин; лиц, не достигших возраста восемнадцати лет; лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу; лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями; в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, иными федеральными законами и коллективным договором. Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом. В ваш испытательный срок не должны засчитываться периоды болезни и прочие, когда вы фактически на работе отсутствовали. Подведем итоги: результат испытания Если вам не повезет и результат испытательного срока окажется неудовлетворительным, работодатель имеет право до истечения срока расторгнуть трудовой договор с вами, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня. Обязательно - с указанием причин, послуживших основанием для признания вас как работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя вы имеете право обжаловать в судебном порядке. Для расторжения договора в этом случае даже мнения профсоюза спрашивать не будут, как и выплачивать вам выходное пособие. Если же испытательный срок истек, и вы продолжаете работу, а работодатель хранит гордое молчание, то можете себя поздравить как специалиста, выдержавшего испытание. Последующее расторжение трудового договора с вами теперь допускается только на общих основаниях. Если в период испытания вы придете к выводу, что предложенная работа не является для вас делом жизни и не о ней вы грезили, ночами рассылая резюме, то имеете полное право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня. ТК не столь силен, чтобы творить чудеса там, где господствует беспорядок В реальной практике случаются ситуации, которые, как ни прискорбно, полностью противоречат нормам трудового права. Невзирая на подписанный трудовой договор и сформулированные условия испытания, если оно назначено, вы можете споткнуться о невидимые «пороги» формального беспорядка на первом же этапе вхождения в компанию. 1. Проверка службой безопасности вашего досье. Обычно, если такая проверка в уважаемых компаниях и случается, происходит это до того, как вам объявят о решении принять вас на работу. Но бывают и курьезы. После развала моей любимой компании я, очень нехотя, рассматривала предложения различных фирм, так как велика еще была досада от осознания невозможности трудиться в фирме, олицетворявшей мое «все» - карьеру, культуру, коллег, ценности, нормы и т. д. Однако профессионалу надо двигаться, и меня занесло в одну известную нефтяную компанию. После отправки резюме со мной немедленно связались и пригласили на встречу. Интервью прошло прекрасно, единственным вопросом, вызвавшим легкое недоумение, был такой: «Вы не боитесь?» Чего бояться, правда, я не знала. Нефть-газ и все такое, но ко мне, скромному директору по персоналу, какое это могло иметь отношение? Даже ведь не финансовый директор… Сказала, что не знаю, чего мне опасаться. На что директор компании поведал мне, что они являются дочерней структурой холдинга, независимой де-юре, но очень зависимой де-факто. Вот тут-то мне бы напрячь слух! Но мысли мои были уже погружены в предстоящую работу и задачи, которые надо было решать быстро, а на меня, разумеется, многое возлагалось и ожидалось… В общем, мотивация была на уровне. Про проверку службы безопасности мне не сообщили, а решение о приеме на работу поступило на следующий день после собеседования. Возложенные на меня задачи действительно надо было решать срочно. Я вышла на работу, презрев все другие предложения. Не буду скрывать, эта компания предложила мне самые выгодные условия компенсации. Испытательный срок был определен в один месяц. Задачи решались, с коллегами - взаимопонимание, учитывая непростую расстановку сил. Руководитель очень на меня полагался и поощрял всячески мои инициативы… Подошел к концу месяц. Я подготовила отчет о проделанном работе, получила высокую оценку директора, а буквально за один день до окончания испытания утром раздался звонок моего коллеги с сообщением, что моя кандидатура не прошла проверку. Я сначала даже не поняла, что речь идет о какой-то другой проверке, приняла это за испытательный срок и принялась доказывать коллеге, что вот буквально вчера мы провели встречу с директором, где он одобрил и оценил… Мне спокойно пояснили, что моя анкета и прочие документы в течение этого месяца проходили проверку в службе безопасности холдинга… и не прошли. Естественно, мне выплатили положенные деньги, со мной очень трогательно поговорили директор и управляющий бизнесом, но причин моей «неблагонадежности» мне так и не открыли. Сослались на то, что их в такие вещи не посвящают. Просто поблагодарили и заверили, что, устраиваясь в другую компанию, я могу получить от них самые лучшие рекомендации. Могу только догадываться, что за крамола скрывалась в моих документах прирожденной отличницы, разве что мой опыт кризисного управления предыдущей компанией вызвал сомнение у службы безопасности холдинга, но маленькую ремарку удалось получить только у инспектора по кадрам. Когда я сообщила, что могу обжаловать данное решение, так как испытательный срок пройден «с отличием», чему имею доказательства - работа выполнена по плану, результаты подписаны директором и т. п., она шепотом сообщила, что вчера получила указание «сверху» (из холдинга) убрать меня немедленно до истечения срока испытания. И прибавила, что обжаловать-то я, конечно, могу, да только тягаться бессмысленно, и ей неприятностей не хочется. Позже другие сотрудники мне поведали, что это - нормальная практика, люди вылетают без объяснений, а причин непрохождения проверки - тьма. Причем чаще всего это дело очень субъективное, могла просто не понравиться фотография или какая-то фраза в графе «Дополнительные сведения». В общем, дальше гадать я не стала, а урок учла: дабы не страдать по поводу упущенных возможностей, этими нюансами надо интересоваться на этапе интервью. И как бы не торопил вас руководитель быстрее засучивать рукава и приступать к подвигам, подождите, пока все формальности будут соблюдены. Следующие невидимые «пороги» описаны мной из личной печальной практики прохождения испытательного срока в некоторых компаниях. К моему сожалению, эта «копилка» пополняется и опытом моих знакомых 2. На время испытательного срока вас не оформляют на работу. 3. Критерии прохождения испытательного срока не определены и даже расплывчаты. 4. Все формальности соблюдены, но по ходу всплывают новые условия «задним числом». 5. Испытательный срок пройден успешно, но вас увольняют (?). 6. В течение испытательного срока вы так и не смогли договориться о названии должности и выполняемых задачах Очень надеюсь, коллеги, что примеры, приведенные здесь, позволят вам обезопасить свое пребывание на рабочем месте или хорошенько подумать, стоя еще на пороге компании. Ведь испытательный срок- это испытание не только (и не столько) для вас но и для компании-работодателя. Для иллюстрации «порогов» п. 2-5 расскажу вам грустную и даже трагическую историю, о которой упоминала в начале книги. Итак, я получила предложение возглавить бизнес-проект на производственном предприятии, являвшемся дочерней структурой большой корпорации. Про то, как я проходила собеседование и насколько была не-систематизирована данная компания, я рассказала в предыдущей книге, посвященной прохождению интервью («Детектор лжи, или Как обойти "подводные камни" на собеседовании»). «Входной точкой» было умозрительное заключение президента корпорации, по большей части эмоционально-интуитивное, что я - исключительно тот Профессионал, который сделает из загибающейся фабрики (любимого детища хозяина) великий бизнес с брендом мирового значения. В мои задачи как директора бизнес-проекта (проект должен был создаваться моими руками «с чистого листа») входило комплексное управление всеми областями: планами, временем, персоналом, продажами, контрактами, коммуникациями и т. д. В общем, все, как учили. Дело «отягощалось» тем, что помимо собственно управления содержанием и развитием проекта, мне необходимо было заниматься внедрением проектного управления в компании. Занятие это было для них новое, интересное, но воплощением на практике пока никто не занимался. Итогом первых двух месяцев моей работы должна была стать полностью сформированная структура (новая бизнес-единица) управляющей компании с прописанными и оттестированными бизнес-процессами, укомплектованным штатом, согласованными планами и выработанной стратегией и, разумеется, утвержденным бизнес-проектом на двухлетний период. К этому же периоду в случае успешной работы должен был быть готов приказ о запуске проекта. На этапе моего входа в проект, учитывая сложности взаимодействия с прежними акционерами, осуществлявшими оперативное управление фабрикой, мне была создана «безобидная» легенда. Я, дескать, не сотрудник и не штатный топ-менеджер, а организационный аудитор, который призван «промониторить» и «проинвентаризировать» все существующие процессы, указать на болевые точки и предложить программу выхода из «организационного кризиса», который на тот момент, конечно, цвел буйным цветом. Ситуация взаимоотношений президента и его аукционеров мне была представлена как минное поле, поэтому я, еще не владея подробностями, согласилась на «легендарный» вход. И сразу возник «порог» № 2 - работа без оформления отношений. Президент компании торопил меня, уверяя, что я могу совершенно спокойно трудиться, а по условиям он меня «не обидит». Про его возможности и креативный стиль деятельности я упоминала в предыдущей книге, эти особенности -расплывчатость и предполагаемая необязательность, смена решений или их затягивание - я, что называется, «срисовала» с первых минут знакомства. Поэтому с выходом на ниву трудовых подвигов решила не спешить. Не поддаваясь на уговоры, настаивала на оформлении контракта на период действия «легенды». Босс с небольшим скрипом согласился, обвинял меня, правда, в недоверчивости и формализме. Конечно, контракт составляла я сама, он только внес дополнения по поводу результатов работы по итогам двух месяцев. Забегая вперед, отмечу, что именно это доскональное «прописывание» каждого критерия по каждому пункту промежуточных и окончательных результатов и способов их отображения (вплоть до такого: как мы узнаем, что результат достигнут), а также обязательств со стороны работодателя, спасло мое честным трудом заработанное вознаграждение от «растворения» в дебрях демагогии. Итак, после того, как контракт на два месяца был подписан, я приступила к работе. С президентом мы договорились, что эти два месяца и будут зачтены мне в качестве испытательного срока. После этого контракт будет продлен как внутренний с оформлением в штат или прекращен, если мы не будем довольны друг другом. В этом заявлении я прочувствовала «порог» № 3 - неопределенность и расплывчатость критериев. Опять вопросы, опять - за стол переговоров. Опять «возможностный» и очень творческий президент морщится и объясняет мне как непонятливому ребенку, мол, «одно дело свидание, а другое…» и смотрит на меня вопросительно - угадывай! «Деловое свидание?» - шучу я в ответ. «Другое дело - совместная жизнь!» - дает подсказку наш аллегоричный президент, досадуя на мою несообразительность. Пусть меня подозревают в несообразительности на тему «угадай мелодию с одной ноты», думается мне, но предстоит угадать совсем другое: как критерий «нравится - не нравится» втиснуть в формализованные условия прохождения испытательного срока. Не могу сказать, что не умею конструировать вопросы на выявление скрытой мотивации партнера, однако на формализацию этого критерия у меня ушло три недели, в течение которых я по капле «вытаскивала» не только глубинную мотивацию президента в отношении предстоящего проекта, но и формулировку первоочередных задач. В качестве итога скажу следующее: все подспудные мотивы заказчика проекта я выявила правильно, и задачи, сформулированные самым парадоксальным образом, тоже нашли свое отражение в текстах проектных документов, но на конечный результат проекта, вернее, на то, чтобы он состоялся, это никак не повлияло - побудить президента компании делать то, чего он отчаянно не хотел, мне не удалось. Но это случилось (точнее, не случилось) несколькими месяцами позже. А пока я с головой нырнула в область предпроектной подготовки, проводила организационный аудит, формулировала промежуточные результаты. К концу первого месяца у меня был готов «черновой» план структуры проекта и его содержания, кроме того, все существующие процессы - люди - задачи - структуры были отражены и проанализированы, подготовлен план перехода к идеальной модели управления предприятием. Штат вновь создаваемой компании, что называется, «стоял» на пороге. Первыми приглашались руководители ключевых департаментов: сбыта, маркетинга, логистики и арт-развития (последние два достались мне в наследство из прежней структуры). За руководителями по сбыту и маркетингу стояли опять же «на пороге» сотрудники, которых мы, проявляя чудеса технологий хед-хантинга, переманивали из других компаний, так как нам нужны были опытные специалисты с четкими представлениями о деятельности. С будущими директорами департаментов проводились интервью, как положено, в несколько ступеней, последней из которых, естественно, был президент компании. И несмотря на то, что формально полномочия по набору были отданы мне, я добивалась решающего слова заказчика проекта, обосновывая каждый раз выбор той или иной кандидатуры. Согласие и рукопожатие президента было получено в каждом случае, кроме того, он лично озвучил приглашения на работу с указанием сроков и окладов двум руководителям. Первый из них, директор департамента маркетинга, выходит на работу, предварительно уволившись с прежнего места. Что логично, согласитесь. Но оформлять документы новая компания не торопится. Сначала я слышу ссылки на то, что проект нашей структуры еще не утвержден, штатное расписание не подписано (а мы встречались ровно пять раз поэтому поводу), потом - что-то на тему функционирования всех процессов в новой компании «в идеале» (при том что текущая деятельность ведется вовсю). Директор по маркетингу начинает заметно нервничать, но я успокаиваю коллегу «шероховатостямиэ переходного периода и заверяю, что как только мы выполним необходимые формальности, документы будут оформлены. Из правил, принятых на тот момент в головной компании по поводу приема сотрудников, существовали только собеседования и выдача технического зада мм (в письменной форме), что и являлось задачей на испытательный срок. Причем, формат ТЗ мы уже с новыми сотрудниками изрядно доработали и усовершенствовали. Принятому и не оформленному директору по маркетингу было составлено ТЗ по вновь утвержденным стандартам, но реакции на документ не поступило. То есть техзадание не было ни отклонено, ни принято. Так продолжалось целый месяц, в течение которого моя коллега вершила свои «маркетинговые планы». Когда в очередной раз встал вопрос об оформлении трудовой книжки и прочих документов и, естественно, подписями контракта, на пороге уже стоял директор по сбыту, «собственноручно» приглашенный президентом и благополучно уволившийся с прежнего места. Документы директора по маркетингу опять были отклонены под предлогом не утвержденной структуры и штатного расписания, при этом, когда прошло около четырех недель с фактического начала работы моей коллеги, мы споткнулись о «порог» № 4 - соблюдены существующие формальности и регламенты, но «всплыли» другие требования. Так, оказалось, что сотрудник, находящийся на испытательном сроке, обязан отчитываться о своей работе один раз в две недели. Понятно, что когда работа выполняется, отчитаться можно. Но формат этого отчета мы получили после того, как составленный директором по маркетингу отчет был признан «не соответствующим уровню директора». Далее повисший в воздухе вопрос по поводу оформления «разрешился» неожиданным припоминанием, что-де сотруднику помимо устного приглашения на работу должно поступить еще и письменное. Где вы были раньше?! - хотелось мне крикнуть. Письменные приглашения от президента ни директору по маркетингу, ни директору по сбыту не поступили. Я опускаю тут вопрос с продлением моего контракта, так как на тот момент уже истекал срок первого моего договора и были представлены результаты. Наконец, когда мое терпение лопнуло, и я решила выяснить досконально, что еще будет придумано, чтобы не оформлять моих сотрудников на работу, была получена совершенно конфиденциальная информация из службы персонала о том, что в компании многие сотрудники не оформляются по полгода и больше. Таковы правила игры, установленные президентом. И в конце концов, для проверки результатов работы моего директора по маркетингу за про шедший месяц вдруг «всплыла» обязательная аттестация, о которой, разумеется, никто слыхом не слыхивал, но преподнесено это было чуть ли не на уровне регламента. Я немедленно потребовала все положения и нормы у отдела персонала, включая правила проведения аттестации и критерии прохождения испытательного срока, и, чтобы быть окончательно уверенной. - правила приема сотрудников (директор по сбыту с менеджерами по-прежнему стояли на входе). На что мне было предложено, уж коль я возглавляю новую «идеальную» структуру, создать все регламенты и положения самостоятельно (потому что до нас их просто не существовало и все, что изобреталось на ходу, было только плодом воображения спасающего свое реноме директора по персоналу). Правда, мне было рекомендовано не ограничиваться положениями о приеме, прохождении испытательного срока и проведении аттестации, надо было добавить еще: положения о создаваемых департаментах, описания рабочих мест, должностные инструкции на каждую категорию сотрудников, и, как сказала бы незабываемая Фрекен Бок: «Что-то еще… Да, вспомнила: и вымой руки! Ах, какая мука воспитывать детей!» Завершали увесистый перечень того, что я должна была сделать, квалификационные требования по всем сотрудникам (общее количество - 30 человек) и, в частности, для каждой категории менеджеров по продажам (у нас категорий было четыре - розница, корпоративные, салон и VIP). В общем, работы приблизительно месяцев на шесть, а учитывая еще согласования и обсуждения - года на полтора. Это при том, что в моем контракте в качестве результатов уже было отмечено наличие прописанных и тестируемых, то есть реализующихся, бизнес-процессов. Бизнес-процессы накатывались- тестировались, объем нереальный, если исполнять его «в одно лицо». Я, конечно, задала риторический вопрос службе персонала корпорации: если вы не сделали этого в течение двух лет своего существования, то как это возможно в течение недели? В общем, кадровый подвиг я все-таки совершила, за минимальные сроки создав необходимые регламенты - инструкции - положения - примечания. Получилась приличная кипа бумаг, которую я радостно (знай наших!) отволокла на подпись президенту. Подписал. И вот, казалось бы, настал светлый миг, когда можно смело открывать дверь в службу персонала и отдавать документы моих сотрудников на оформление… «Сначала аттестация маркетинга! - прозвучал приговор, - а директор по сбыту пусть приступает» (без оформления - дубль два!). Аттестацию провеян на уровне, исходя из всей совокупности критериев, прописанных и в регламенте оценки, и в техническом задании. Президент в качестве усложнения задачи предложил аттестовать подчиненного (руководителя по маркетингу) мне самой, а он «критически» присутствовал. Заключение о прохождении аттестации я тоже составила сама. Дальше - опять тишина, на мои вопросы по поводу результатов аттестации продолжалось отмалчивание еще дня три. И вот - «порог» № 5. Так и не оформленному директору по маркетингу сообщили, что испытательный срок завершен досрочно с неудовлетворительным результатом Опуская все подробности выяснения критериев оценки, которые так и не были задействованы, отмечу все тот же «неформализуемый»: «Что-то она мне не показалась…», - поведал мне непредсказуемый наш президент. А на мам гневные замечания по поводу ответственности перед сотрудником, с которым были достигнуты договоренности, и он уволился с прежнего места работы и работал у нас в отсутствие утвержденного ТЗ на свое усмотрение, и получил первые результаты ит.п, был дан потрясающий своей новизной ответ из серии «порога» № 4: «А у нас в компании правило такое, ты что - не знала? Сотрудник должен взять отпуск на две недели на своей старой работе и прийти к нам попробовать, за две недели многое станет ясно, а обещать кому-то работу на всю жизнь мы не можем!» После этого события уволившийся с прежнего места директор по сбыту, просидевший в ожидании оформления контракта неделю, так и не приступил к работе, сбежав прямо с порога. Кстати, то письменное приглашение на работу (так никем и не полученное), о котором твердил директор по персоналу, было, по сути, односторонним контрактом, в котором только работодатель выражал свою волю нанять сотрудника. Естественно, мой директор по сбыту ни за что не согласился бы подписывать такой «огрызок». После увольнения директора по маркетингу президент даже вышел с предложением подписать с директором по сбыту «нормальный» контракт (то есть двусторонний, в переводе с папуасского), но было поздно. Благо, следы нашего несостоявшегося директора по сбыту в его старой компании еще не остыли, он вернулся и продолжил трудиться там. В качестве эпилога замечу, что нежелание корпорации выплачивать оговоренную сумму директору по маркетингу толкнуло изобретательного директора по персоналу еще на одну придумку - проведение экспертизы документов. Выполнил эту «экспертизу» руководитель отдела маркетинга другого подразделения корпорации. В итоге моей коллеге выплатили только 50% суммы оговоренного оклада (естественно, в заключении руководителя-эксперта ни слова не было про «уполовинивание» зарплаты). Когда моя коллега обратилась с вопросом по поводу корректности экспертизы, ей, не моргнув глазом, предложили провести независимую экспертизу за свой счет и уже на основании других результатов-де президент бы подумал о выплате оставшейся части. Что за волшебные слова там должны были быть написаны, так и осталось тайной. Мораль промежуточная: против ТК нет приема, кроме беспредела. Мораль окончательная: как волка ни формализуй, он в сторону ТК не смотрит. Чего же мне в этой ситуации все-таки удалось добиться? Первое - настоять на заключении собственного контракта, отражающего отношения между сторонами на два месяца. Второе - в отсутствие системы и регламентирующих процедур договориться о создании таких процедур и действиях в соответствии с ними. Третье - действуя в соответствии с вновь созданными и утвержденными регламентами, убедительно доказать, какая из сторон грубо нарушает обязательства. Четвертое - сформировать решение о целесообразности дальнейшего пребывания в этой компании. Понятно, что обжаловать в суде было просто нечего. Нет бумажки - нет проблемы. И ситуация таких взаимоотношений с работодателем отнюдь не является исключением. К сожалению, свои права можно отстоять только при том условии, что ваши отношения оформлены «по-белому», включая и зарплату, и прочие радости корпоративной жизни. У вас, коллеги, мог возникнуть резонный вопрос: если я такая умная, что же я заранее не предусмотрела эти вещи? Отвечу: этот проект был как раз тем делом, о котором грезилось ночами за рассылкой резюме. Эта компания показалась такой, о которой можно было сказать: «Это - моя компания!» Масштабность и перспективы предстоящих задач настолько поглотили меня, что на какие-то «огрехи» - несистемность и отсутствие необходимой «формалистики» - можно было закрыть глаза. Меня ведь для того и пригласили с вдохновляющей формулировкой: «Этот проект, если вы за него возьметесь, будет проектом века. Вот тут и вызов вашему профессионализму». Конечно, такой посыл полностью соответствовал моей мотивации и моим ожиданиям. То, что намерения работодателя в дальнейшем претерпели изменения и привели к тому, что проект был закрыт, явилось грустным обстоятельством для меня и совершенно трагичным для моей коллеги (уволенному директору по маркетингу) и многих несостоявшихся моих подчиненных. Однако профессионал тем и отличается, что максимально эффективно действует в условиях тотальной неопределенности, поэтому у меня в активе - новые умения и навыки как в области действий, так и в вопросах прогнозирования. Ключевым условием существования данного проекта были стопроцентное желание и лояльность руководства. Ну, а на нет - суда не будет! И еще один невеселый рассказ, иллюстрирующий «порог» № 6 - мы не договорились о названии должности и задачах. Примерно годом раньше я успела потрудиться в замечательной компании, занимающейся высокими технологиями. Попала я туда по рекомендации очень профессионального рекрутера. Причем на этапе «предпродажной» подготовки все складывалось исключительно в мою пользу. Мне изначально не была интересна позиция директора по персоналу, на которую меня приглашали. Но опытный рекрутер убедил меня сходить показаться, чтобы «они знали, какие персональщики бывают». Согласилась с условием, что сразу скажу руководителям: я больше не директор по персоналу. С этим лозунгом я и пришла на встречу, и это было воспринято с пониманием. Вслед за этим мне предложили несколько вакансий на выбор, причем названия многих были созданы тут же. Исходя из нужности в компании определенных задач и наставлений рекрутера, я приняла решение согласиться на должность директора по организационному развитию. С двумя из трех акционеров (генеральный и коммерческий директор) мы обсудили «зону ближайшего развития», мою зарплату, прочие условия, в числе которых незаметно прокрался пункт, чрезвычайно взволновавший работодателей. Из моей трудовой биографии они знали, что я являюсь весьма квалифицированным бизнес-тренером, разрабатываю программы и даже возглавляла в своей любимой компании учебный центр, то есть весь набор в одном флаконе. Речь зашла о постановке внутреннего обучения в компании (это, разумеется, мой любимый конек). Но одно условие я сразу просила соблюсти - я собиралась заниматься управлением и не собиралась продолжать тренерскую деятельность. Поэтому подчеркнула довольно жестко, что готова запустить в режиме «демо» основные программы и передать свои разработки другим тренерам, которых, имея богатый опыт, смогу лучшим образом отобрать, подучить и сделать то, что надо. Вот такая завязка. С этими условиями мои работодатели согласились, и я приступила. Примерно через месяц меня атаковал коммерческий директор по поводу начала обучения сотрудников продаж. Атака была тем неуместнее, чем больше я обращала внимание первых лиц на обсуждение разработанной стратегии развития и необходимость утверждения плана действий. Еще с неделю мы поговорили «кто о вкусном - кто о желтом», и коммерческий в незамедлительном порядке потребовал начала обучения «лро-дажников». Пришлось вспомнить про наши договоренности и мое согласие только на «демо», соответственно, мне срочно необходимо было заняться подбором тренеров и организацией их работы. И тут мои планы были остановлены отнюдь не высокими технологиями, а элементарным ультиматумом. По задумке коммерческого, я должна была «откатать» свои программы так, чтобы все было досконально проверено в условиях этой компании, а пришедший мне на смену троиц выступал бы в роли Попугая Попки, затвердив мои методические пособия наизусть. Видимо, не к месту возник у меня вопрос о названии моей должности и задачах, которые меня пригласили решать. Видимо, не к месту у коммерческого возник досрочный ответ, когда он начал меня уверять, что это - комплексная работа и только так, путем обширной тренерской практики, я смогу этим процессом развития управлять. В скобках замечу, если бы я намерена была развивать свою карьеру бизнес-тренера, я бы не обращалась в найм, а спокойно продолжала бы свое существование фрилансера от консалтинга, как это и происходило в отдельные периоды моей молодой карьеры. Зарабатывала я несравненно больше, учитывая соотношение временных и прочих затрат. Все топ-менеджеры компании отнекивались от корпоративного обучения, одновременно сетуя на то, что им никто миссию компании не сообщает и задач не формулирует. А дня руководителей компании вопрос обучения был ловким прикрытием, чтобы на вопросы топ-менеджеров не отвечать. По существу, вопрос с обучением стоял там гораздо более остро - при имевшихся потребностях в развитии навыков полностью отсутствовала мотивация у всех, начиная с топ-менеджеров и заканчивая рядовыми сотрудниками компании. Топ-менеджеры, правда, решали эту проблему вне стен компании за свой счет, получая степени МВА в известной бизнес-школе. Резонно, что бороться надо было не со следствием, а с причинами. А к работе с причинами меня упорно не пускали. Дальше были обширные консультации с руководителями компании на тему «кто кому Вася» с привлечением того же рекрутера и с прописыванием разнообразных бумаг, квалификационных требований к должности и т. д. и т. п. Развязку я предвидела - коммерческий директор упоенно подводил итоги (успешные) моего трехмесячного испытательного срока, строя планы на будущее и обнадеживая перспективами. Вел он себя так, будто ни секунды не сомневался в моем решении продолжить наши отношения. Когда я задала свой контрольный вопрос про соответствие названия должности полномочиям и задачам, он браво перечислил мне функции бизнес-тренера. Я положила на его стол подготовленное заявление об увольнении. Мораль промежуточная: тебе морочат голову ровно столько, сколько тебе это нравится. Мораль окончательная: а если тебе это не нравится, то почему ты ведешь себя так, как будто тебя много или ты Кощей Бессмертный? Иди и займись другими полезными делами и не транжирь себя по пустякам. Мораль совсем окончательная: нет повести печальнее на свете, чем книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Почему так важно название должности Из предыдущего примера, думаю, понятно, что название должности - не просто вопрос амбиций и статуса, отражаемый строчной в трудовой книжке или резюме. Это принципиальный вопрос, связанный с тем, насколько чаяния работодателя в отношении вас как специалиста будут находить свое отражение в вашем формальном наименовании дня компании. Бывают ситуации, обратные той, которую я описала, - название должности изначально «меньше» тех функций, что вы исполняете. Допустим, вы приняты на работу рядовым сотрудником финансового отдела, а в силу определенных обстоятельств начинаете исполнять задачи руководителя отдела. Даже если вы не планируете в скором времени покидать компанию, ваши реальные обязанности и уровень полномочий должны быть приведены в соответствие с материальным вознаграждением и прочими «статусными» привилегиями. Чем жестче и авторитарнее корпоративная культура, тем важнее название должности для сотрудников. Это связано с тем, что в таких компаниях похвала и моральное поощрение выражается в неких формализованных вещах, в том числе в названии должности, и если вы трудитесь хорошо, меняется ваша должность. А моральное поощрение и оценка труда руководством всегда крайне важны для сотрудников. По названию должности в таких компаниях можно понять степень успешности человека. Однако есть и другие мнения на этот счет - и у работников, и у работодателей, и у менеджеров по персоналу и рекрутеров, которые сегодня отбирают людей на различные должности. Многие рекрутеры, к примеру, считают, что то, насколько человек придает значение названию должности, зависит от его личных амбиций, тщеславия, самомнения и т. д. Так же, как есть люди, обращающие внимание на суть и внутреннее содержание, а есть- на форму и внешнюю, поверхностную сторону, точно так же есть соискатели, для которых важно название, а не суть. Специалисты по подбору кадров и менеджеры по персоналу говорят, что для «топов» необходимо, чтобы в названии было слово директор, руководитель, начальник. Да и вообще, все соискатели хотят, чтобы название было благозвучным и, желательно, «солидным», то есть не завхоз, а начальник АХО, не торговый представитель или, упаси боже, коммивояжер, а менеджер по продажам, не секретарь, а офис-менеджер или администратор. Вниманию к должностям очень способствует культура больших компаний, где четко прописана структура, и вся ваша дальнейшая карьерная биография может быть спланирована «от и до». Добавляют интерес и специализированные издания, посвященные менеджменту и карьере, в которых неизбежно подчеркивается, как компании «встречают по одежке» и рассказывают о «перспективах карьерного роста». Есть на рынке названия должностей, которые отпугивают людей, несмотря на то, что содержание и условия работы им интересны. Считается обидным название «торговый представитель» или «агент» (страховой или недвижимости). В таких случаях большинство компаний переходят на названия - «менеджер по страхованию» и «менеджер по продажам». Кстати, смена в названии зачастую демонстрирует и расширение задач деятельности, когда от страхового агента советских времен, бегающего по квартирам, специалист переходит в статус менеджера по автострахованию, допустим. Располагается он в офисе или в какой-то конкретной точке продаж, клиенты идут к нему сами, а в задачи уже включаются планирование продаж и управление работой с клиентами. Есть в этой области и некоторые уловки. Существуют соискатели, которых можно «купить» на статусное название при низкой зарплате и маленьком соцпакете. Тревожные люди видят в получении звучной должности соблюдение определенного порядка и процедуры. Мнительные - обижаются на скромное название должности, потому что рассматривают это как повод считать себя обойденными в чинах. А амбициозным сотрудникам должность нужна для поддержания амбиций. Кроме собственно названия позиции, в понятие «наименование должности» часто включается имя компании, в которой работает сотрудник. Одно дело - менеджер компании «Рога и копыта», а другое - менеджер звучного бренда, который знает любой зритель рекламы по ТВ. Значимость бренда компании известна и самим брендовым компаниям. Поэтому низкая по сравнению со среднерыночной зарплата - это частый случай в известных компаниях. Разницу между реальной и желаемой зарплатой международные бренды как бы «платят» своим именем. Кроме того, наличие опыта работы в «брендовой» фирме - своего рода аванс для дальнейшего трудоустройства. Вы всегда имеете возможность «ловы-сить ставки» при переходе из такой компании в менее звучную. Кроме того, в крупных компаниях персонал имеют обыкновение учить, посылать в интересные командировки и это тоже своего рода форма оплаты: компания предлагает сотруднику небольшие деньги и интересную жизнь плюс вложения в карьерный рост. Для молодых людей, смотрящих в будущее, это может быть очень приемлемым вариантом. Это, кстати, тоже вариант выбора «статус или деньги»: человек выбирает название своей должности в сочетании с названием компании, жертвуя деньгами сегодня в надежде продать себя дороже завтра. Однако чем выше должность и зарплата, тем заметнее оборотная сторона этой медали: карьерный рост ведет к увеличению ответственности. Это нравится далеко не всем. Серьезные решения, высокий уровень ответственности, большее беспокойство и новые риски - цена, которую вы заплатите за красивую строчку в резюме А «персональщики» тем временем отошли от привычных атрибутов «профи» - безукоризненных деловых костюмов, дорогих аксессуаров и эффектных визиток соискателей на высокие должности. Если вы умны и опытны, вас расслышат без труда, позволив вам и некоторую небрежность в одежде, и отсутствие броских титулов. При том, что умным и опытным окажется и рекрутер, сидящий напротив вас. Дерзайте, коллеги, и думайте - иметь или не иметь? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|