|
||||
|
Глава 3Пять способовпоиска, проверенных временем Здесь нам предстоит, как хорошим маркетологам, «оседлать» основные потоки клиентов (в нашем случае работодателей) для эффективного продвижения и последующей продажи товара (самих себя). Сверхсекретных способов не существует. Есть несколько конкретных методов. Вряд ли вам, коллеги, придет в голову с целью привлечь внимание к своей кандидатуре вывешивать резюме на столбах. Однако размещение резюме у некоторых соискателей иногда напоминает «фонарный маркетинг». Я вспоминаю такую историю из практики собственного трудоустройства. Попала я в компанию по нелепой заявке одного агентства по трудоустройству, предложенная вакансия мне абсолютно не подходила, но в процессе интервью с директором кадровой службы произошло взаимное «намагничивание». Она вызвала мой интерес безупречным профессионализмом, я, очевидно, ее тоже привлекла потенциалом (опыта у меня было совсем не густо). И в тот момент, когда я поведала о своем опыте разработки и проведения бизнес-тренингов, директор мягко попеняла: «Где же вы были до сих пор, мы ищем тренера!» На что я радостно отрапортовала: «Я стою в базе кадрового агентства М, а вы не там искали!» «Это вы не там стояли», – ответила мне моя будущая коллега. Мораль: «стоять» надо там, где вас скорее найдет работодатель, а не там, где хочется, чтоб он вас нашел. Знакомые и коллегиСамый беспроигрышный вариант по приближенности к «клиенту»-работодателю. Когда в компании появляется вакансия (еще лучше, если эта вакансия срочная), работодатель, прежде всего, спросит у знакомых, коллег или сотрудников. Из практики знаю, что время от времени проблема поиска секретарей-референтов носит валовый характер. Начинаются звонки бывших коллег или партнеров, знакомых и т. д. В силу сезонности, что ли? Обратившийся получает ответ – сами ищем. Договоренность обычно остается – ну, мало ли, будет приличный секретарь (маркетолог – про-дажник – завскладом – экономист)… Вот тут-то у кого-то в голове очень вовремя всплывает ваше имя, помню-де, собирался увольняться (менять работу – начинать работу) или сейчас как раз (какая удача!) будет искать… Плюсы очевидны – у работодателя существует острая необходимость, а ваше появление предваряется небольшим позитивным анонсом. Минус этого способа: если не располагаете большим и разнообразным кругом знакомых, вероятность резко снижается. Так и всю жизнь прождать можно, когда кто-то из знакомых упомянет вас всуе… Однако, рассматривая этот метод как вспомогательный, не пренебрегайте им, так как даже в ситуации относительного затишья вы всегда имеете шанс быть отрекламированными за какие-то достижения (о которых, естественно, надо заблаговременно знакомым поведать). Поэтому, начиная поиск работы, оповестите максимальное количество своих знакомых, бывших коллег, сокурсников о том, что вы планируете подыскать новое место. Лишне напоминать, что в таком случае трудоустройства ни о какой протекции речи нет. Я сама обычно, дабы не ставить в неловкое положение обратившегося работодателя, предваряю появление кандидата «от меня»: моя ответственность распространяется только на то, чтобы он пришел, а дальше – сами-сами. И ту же установку транслирую, если рекомендуют меня. Газеты по трудоустройствуКогда работодатель прибегает к газетным объявлениям? Есть много позиций, их нужно закрыть в короткие сроки. Есть весьма специфическая позиция – аналогично. То есть в принципе дальше – это только вопрос предпочтений – размещать в Интернете, или газете, или сразу в нескольких местах. На рынке представлено достаточно много специализированных изданий: «Работа сегодня», «Работа для вас», «Есть работа», «Работа и зарплата», «Приглашаем на работу», «Вакансия», «Биржа труда» и ряд других. У каждого из них есть своя ниша. «Работа сегодня», «Работа для Вас», «Есть работа», «Биржа», «Вакансия» – это массовые издания, в которых есть объявления как от работодателей, так и от кадровых агентств. Газета «Ведомости», хотя не является специализированным изданием, публикует топ-вакансии по понедельникам и средам, «Деловой Петербург» имеет отдельную колонку «Трудоустройство», где размещает предложения для среднего и высшего менеджмента. Объявления могут появляться одни и те же в разных источниках и разных газетах. Поэтому имеет смысл отмечать те предложения, на которые вы отсылаете резюме. Если вакансия дублируется от прямого работодателя и от кадрового агентства, целесообразно отправлять по всем адресам. Полезно завести собственный реестр появляющихся предложений и систематически вносить туда информацию об отправленных резюме. Во-первых, ориентироваться будет легче, если работодатель откликнется, во-вторых, со временем можно пронаблюдать очень интересные вещи. Одни и те же вакансии имеют свойство повторяться время от времени в одних и тех же компаниях. Причем, видимо, в конкретных фирмах есть свои «болевые» должности. Так, в свое время в компании «Текс» с регулярностью раз в 3 месяца меняли менеджеров по персоналу. Не осталось в Петербурге, пожалуй, ни одного уважающего себя персональщика, который не побывал бы там на собеседовании. Меня, к счастью, не взяли после первого интервью с исполнительным директором компании. На вакансию исполнительного, кстати, набирали ровно через полгода. В других компаниях наблюдается регулярная ротация секретарей и менеджеров, а в некоторых и того лучше – регулярно меняются финансовые руководители. Так что подобная картотека со временем послужит верой и правдой для того, чтобы составить представление о компании, если вы намерены в нее попасть. Мини-опыт в мини-резюмеЕще один незатратный способ поиска сотрудников – просмотр мини-резюме. Для менеджера по персоналу это очень удобно – в нем излагается самая необходимая информация, и можно сразу из десятка мини-резюме выбрать 3–4 подходящих и переговорить по телефону. В отличие от резюме, которые переданы по факсу, они легко читаются в газете и не изобилуют излишними подробностями. Эффективность данного метода очевидна – возможности рассылки ни в какое сравнение не идут с тиражом газеты. Например, газета «Работа сегодня» – специализированное издание в области трудоустройства, которое рассылает часть тиража непосредственно в службы персонала компаний. Таких потенциальных работодателей – более тысячи, и это ведущие иностранные и российские компании. Таким образом, ваше мини-резюме попадает непосредственно к заинтересованным нанимателям. Во– вторых, рассылать резюме в бездонную бочку менее приятно, чем получить предложение самому. В– третьих, этим способом пользуются менеджеры по персоналу и работодатели. Соответственно, мы решаем задачу – оказаться в том месте, где он будет нас искать. Что такое мини-резюме? Это квинтэссенция ваших навыков, умений и запросов. Мини-резюме можно сравнить с визитной карточкой: опытному специалисту в области подбора персонала или работодателю достаточно одного взгляда на него, чтобы составить о вас первое впечатление. И в ваших силах сделать это впечатление хорошим. Для начала будет любопытно купить несколько газет и внимательно почитать мини-резюме других кандидатов. Увидите, что, несмотря на общий принцип: краткость и четкость, мини-резюме отличаются друг от друга так же, как их авторы. От одних объявлений веет уверенностью, другие вызывают сомнения в честности автора, третьи – сама робость и нерешительность. Название должности, выбор слов, порядок их расположения, имя и даже адрес электронной почты – все это знаковые вещи. Может, среди этих объявлений мы встретим стратегию Иа или Пятачка? Имейте в виду, что оплатить надо сразу несколько выходов объявления (от 4 до 6). Это будет иметь смысл, так как одно резюме может быть просто не замечено в конкретной газете. Требования к мини-резюме в целом такие же, как и к развернутым. Мини-резюме содержит те же основные блоки: образование, опыт, дополнительная информация и т. д. Раздел «дополнительная информация» – это не болтовня в «курилке» института, поэтому не стоит увлекаться. Все свои умения и таланты перечислять не нужно, даже если очень хочется произвести впечатление на работодателя. Припоминаю одно любопытное мини-резюме, где список желаемых должностей занял 90 % текста, а в разделе «дополнительно» было указано: «Исполняю популярную музыку в стиле фанк, сам сочиняю и аранжирую». Невольно пришло на ум: «А ты еще и поешь!» Например, вполне логично, претендуя на должность экспедитора или водителя, указать, права какой категории у вас есть, на автомобилях какой марки вам приходилось ездить, а также знание топографии города или области. Уровень зарплаты – дело сугубо индивидуальное. Можно сориентироваться, почитать объявления других кандидатов, наиболее компромиссный вариант – указать минимум желаемой оплаты, повысить планку можно при очной встрече и уточнении задач. Практика показывает, что наибольшее количество звонков-откликов на мини-резюме приходится на следующий после выхода объявления день и на… пятницу. Кроме прочего, все ваши объявления автоматически попадают в Интернет, причем совершенно бесплатно. А потенциальных работодателей в сети – тысячи и тысячи. Волшебное слово «Интернет»Будем считать, что Интернетом пользоваться вы, коллеги, умеете. Значит, вы во всеоружии. Прежде чем воспользоваться всемирной паутиной для поиска работы, необходимо понять, что именно нам требуется. Каковы ваши запросы – хотите ли вы просто разместить свое резюме и спокойно ждать, что кто-то откликнется? Нужно срочно устроиться на работу, все равно какую, потому что мама с папой сократили «карманный бюджет»? Вы уже вот-вот получите заветную «корочку» и мечтаете о работе в престижной компании? Или же вам хочется почитать материалы о ситуации на рынке труда, уровне зарплат, спросе на тех или иных специалистов? В зависимости от этого и выбираем ресурс. Поисковые системы – Rambler, Yandex не знает разве что ленивый. С них и начинаем. И там или сразу щелкаем на пункт меню «Работа», или набираем в строке поиска что-нибудь вроде «молодежные вакансии», «вакансии для студентов» и т. д. Крупные уважаемые сайты по трудоустройству – такие как www.job.ru, www.joblist.ru – представляют собой постоянно обновляемые базы данных, где содержится информация и о самих соискателях (резюме), и вакансии. Чтобы ваше резюме попало в базу данных, нужно просто заполнить удобную и простую форму. Рекомендуется указывать одну-две должности, на которые вы претендуете, причем они обязательно должны быть смежными – например, администратор сетей, программист. Насколько эффективен данный метод с точки зрения наших задач – оказываться там, где нас будет искать работодатель? Однозначно ответить сложно, так как работодатели гораздо активнее размещают вакансии (в силу нехватки времени), чем разглядывают резюме. Хотя в случае «трудных» вакансий многие менеджеры по персоналу щелкают на заветную кнопочку «поиск», и компьютер выдает кучу кандидатов с заданными параметрами. Размещение резюме в сети – один из пассивных вариантов. Если вы не намерены ждать милости от природы, пощелкайте мышкой еще и обратите внимание на сайты, где возможная работа уже ждет вас. Проанализировав множество молодежных сайтов, останавливаемся на некоторых из них. www.career.ru Сайт создан усилиями студентов Московского университета и МАДИ, поддерживается ведущими вузами, а также крупнейшими компаниями. Принципиально он практически полностью отвечает запросам именно молодого соискателя – абитуриента, студента, выпускника. Много вакансий самого разного уровня – от курьера до ведущего специалиста. Уровень предлагаемой оплаты труда – от 100 и до 800–900 долларов в месяц. Конечно, чтобы соответствовать высшей планке, нужно иметь опыт работы хотя бы 1 год. Кроме вакансий, на сайте есть ссылки на сайты таких компаний как Procter amp; Gamble и др. Молодежные программы и программы стажировок от этих фирм рассчитаны в основном именно на студентов и выпускников; обучение чаще бесплатное, а перспективы хорошие. Порадовал и тот факт, что сайт предлагает редкие научно-инженерные специальности для высоколобых интеллектуалов – химиков, физиков, математиков. И деньги предлагаются неплохие – от 300 долларов! www.cco.ru Это детище Бауманского университета, точнее, ССО – студенческого строительного отряда. В рейтинге Rambler сайт занимает довольно высокую строчку, гордо именуясь «Молодежная работа». Его преимущество в том, что он удивительно быстро «грузится» – не зря бауманцы делали. На сайте ты можешь познакомиться со студентами других вузов с целью сколачивания мобильных бригад «кому нести-чего-куда» или же самостоятельно найти вакансию для себя, любимого, а также разместить резюме. Важный момент – ресурс посвящен почти исключительно временной занятости. Поэтому, если ты рассчитываешь на постоянную работу, тебе вряд ли удастся чем-нибудь там поживиться. Есть довольно респектабельные сайты для тех, кто, скажем так, не хочет работать курьером. Вакансий на них не слишком много, зато предлагаемая оплата труда весьма высока. Соответственно и требования к кандидатам выше – например, отличное знание одного или двух языков, умение работать в той или иной программной среде. Приятно, что молодые карьеристы (в хорошем смысле этого слова) могут, не уходя с сайта, ознакомиться с литературой и по трудоустройству, и по ситуации на рынке труда. А наиболее уверенные в себе обязательно воспользуются возможностью поискать себе вакантную должность где-нибудь под теплым зарубежным солнцем. Сайты компаний. Можно воспользоваться ссылками на сайтах по трудоустройству или сразу зайти на интернет-ресурсы тех компаний, которые набирают молодых сотрудников. Поверьте, их не так уж мало. Помимо тех, о которых говорилось выше, это практически все сайты сетевых организаций (не путать с «Гербалайфом»). Речь идет о той или иной сети супермаркетов, кафе, ресторанов, магазинов, гостиниц. Службы персонала этих компаний очень часто делают акцент на взращивании своих собственных кадров. Это означает, что они возьмут вас на работу даже в том случае, если опыта у вас нет вообще. И как бы ни сложилась ваша дальнейшая судьба, начать трудовой опыт в известной фирме – весьма перспективное дело. Кадровые агентстваКогда работодатели обращаются в кадровые агентства, и сможем ли мы с ними там встретиться хотя бы виртуально? Если в компании открыто много вакансий, и они настолько загружены работой, что не справляются с потоком соискателей, если не знают, какие требования сформулировать к конкретной позиции, если нет в компании специально обученного человека, который занимается набором и т. д. Другой вариант – когда необходимо в очень сжатые сроки подыскать нового сотрудника или позиция нестандартная и, чтобы ее закрыть, нужна помощь профессионала. Нет особой необходимости рассылать свое резюме по всем агентствам. В любом случае рек-рутеры работают под конкретного работодателя (подробнее см. в главе 4). Свои вакансии они разместят либо в Интернете, либо в газетах. Другое дело, если вы, коллеги, являетесь классным и очень редким профессионалом в какой-то геологоразведочной области. Есть гарантия, что ваше резюме будет сохранено и обращение последует, если рекрутер получит соответствующий заказ. Может пройти полгода или год. Так что не будем особо уповать на агентства как на способ добраться до работодателя, тем более что это – вторые руки, а эффективность возрастает по мере приближения к первоисточнику. Есть еще одна закономерность в работе с кадровыми агентствами – по мере того как наш опыт возрастает, возрастает и их интерес. Тем, кто прошел уже определенную часть пути и хочет сменить профессию (или не имеет опыта работы), интерес рекрутеров не грозит. И еще несколько слов (не слишком бранных) об агентствах по трудоустройству, чьи услуги для соискателей платные. Если вы решите прибегнуть к их помощи, то следует точно представлять, за что вы платите деньги и каким образом вам гарантируют трудоустройство. Одно дело, если речь идет о выплате половины первой зарплаты, и совсем другое, если вам предлагают заплатить за анкеты, внесение в базу данных, фотографию. Последнее, с точки зрения наших задач, мало приближает нас к желанной цели – получению работы. Прямое обращение к работодателюПрекрасный способ поиска работы, наиболее близкий к первоисточнику, но используется не очень часто. А зря! Соискатели более охотно ищут взаимности у посредников – кадровых агентств и почему-то менее склонны обращаться непосредственно к работодателю. Видимо, стеснительность – еще одно важное достоинство современного кандидата. Если мы для себя определили круг фирм, в которых хотелось бы работать, нужно узнать фамилию менеджера по персоналу и отослать свое резюме. Даже если свободной вакансии сейчас нет, но потенциально мы могли бы их заинтересовать, наше резюме сохранят и, возможно, не сразу, а в будущем предложат именно ту работу, о которой мы мечтаем. В качестве послания к компании можно использовать и мини-резюме, и просто письмо, в котором нужно изложить свои пожелания и «продать» тот результат, который компания получит, приняв тебя на службу. Пример письма
Если опыта не очень много, квалификация не созрела, можно ограничиться обнадеживающей фразой: «Надеюсь, мой потенциал и профессиональный ресурс позволят вашей компании достичь еще больших успехов». В качестве примера приведу опыт одного моего коллеги, который после развала любимой нами компании сделал солидную выборку предприятий и разослал резюме. Выборка была составлена на основе материалов газеты «Деловой Петербург» и составляла около 100 фирм. Наличие неплохого опыта плюс терпение и время сделали свое дело: на сто разосланных резюме было около 10 откликов (10 %), из них 5 приглашений на интервью (50 %), из них – 3 предложения (60 %), одно из которых он и принял. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|