|
||||
|
...Взаимосвязь между культурой предпринимательства и стратегией Пример: на основании текущей рыночной ситуации один из банков принял решение в будущем проводить более агрессивную кредитную политику. Соответствующие декларации и директивы о постепенном принятии на себя более смелых обязательств не приносят результатов, поскольку это не увлекает сотрудников, выросших в условиях существования нормы максимального кредитного обеспечения. Каждый, вероятно, на своем опыте хотя бы однажды убедился в том, что сами по себе правильные и сами собой напрашивающиеся стратегии и мероприятия отвергаются или не получают распространения, поскольку они «чем-то» не годятся для предприятия или из-за «чего-то» наталкиваются на сопротивление. Возможной причиной может быть то, что предложение не соответствовало культуре предпринимательства, т.к. существующая культура оказывается препятствием для реализации новых стратегий. Другими словами, нужно ответить на вопросы: насколько имеющаяся культура согласуется со структурой, системами и людьми, с помощью которых новая стратегия должна реализовываться на практике? В какой степени следует оценивать возникающий при этом риск, обусловленный культурой? Для наглядности еще один пример: крупный международный банк разработал новую стратегию для инвестирования сделок с зарубежными банками-корреспондентами. Торговля иностранной валютой, эмиссия заемов, выделение и инкассо аккредитивов являются важными опорами этих сделок. В интересах успеха дела необходима координация деятельности многочисленных зарубежных филиалов банка с трансакциями банков, имеющих свои резиденции в таких значительных финансовых центрах как, Нью-Йорк и Лондон. Денежные трансферты и другие услуги должны быть очень хорошо организованы. Клиенты ожидают немедленной реакции на свои запросы и пожелания. Для этого нужен персонал с высокой квалификацией, который может на соответствующем уровне поддерживать контакты с клиентами. Стратегический план международного отдела крупного банка предусматривал, в частности, следующие изменения: - в структуре: 1. В штаб-квартире необходимо создать свою организационную единицу, занимающуюся исключительно рынком зарубежных банков-корреспондентов. До этого вопросами сделок ведали только начальники международных групп по определенным географическим районам. 2. Для координации деятельности новой организационной единицы и начальников международных групп необходимо учредить матричную организацию. 3. Значительные полномочия по принятию решений отнимаются у начальников международных групп и передаются новому подразделению. 4. Должна быть создана смешанная команда из людей центра и из своих филиалов за рубежом с целью улучшения денежных трансфертов. - в системах: 5. Должно быть улучшено взаимодействие с другими банковскими подразделениями. 6. Для изменения степени доходности этой отрасли необходимо создать соответствующую организационную информационную систему. - в персонале: 7.Необходимо усовершенствовать и расширить контакты с клиентами. 8. Новое организационное подразделение должно быть привлекательным для представителей верхушки и лучших специалистов. В каких отношениях находилась эта взыскательная стратегия с имевшейся культурой этого банка? На основе всесторонних исследований, ориентировавшихся, с одной стороны, на климат и человеческие взаимоотношения в коллективе и, с другой стороны, на критерии, соотносившиеся с задачами, были получены, в коротком изложении, следующие результаты: Моральный климат/человеческие взаимоотношения в коллективе (субьект - культура) На предприятии в целом - Сохраняй свою независимость! - Начальники международных групп ведут дела до тех пор, пока они отвечают ожиданиям, связанным с получением дохода. Начальник/сотрудник - Избегай конфронтации! - Веди себя примирительно при расхождении мнений! - Поддерживай своего начальника! Между коллегами - Знания и информация - это власть! - Будь джентльменом! Между отделами - Внимательно следи за своими доходами и потерями! - Охраняй и оберегай сферу свое-га влияния! - Входи по определенным вопросам в коалицию! Задачи Введение новшеств - Это рискованное дело. -Лучше быть вторым и иметь успех, чем первым, но неудачником. Принятие решений - Любая сделка должна быть выгодной для тебя. - Стремись к достижению согласия! - Делай так, чтобы решения подписывались максимально большим количеством людей! - Вовлекай в дело верных людей! -Не упускай случая! Коммуникация - Скрывай информацию, чтобы тем самым контролировать соперников! - Избегай конфронтации! - Будь джентльменом! Организационные задачи - Централизуй власть! - Будь автократом! Контроль - Стремись к достижению краткосрочных целей, связанных с получением дохода! Оценка и вознаграждение - Вознаграждай верных и честных людей! - Лучшие банкиры - это еще и лучшие менеджеры! - Ищи для себя надежную работу! Сказанное дополним еще некоторыми данными: Культура в международном отделе банка характеризовалась деятельностью начальников международных групп, которые вели себя как феодалы. В среднем за пять-семь лет нахождения на этом посту они могли распоряжаться почти всем по своему усмотрению до тех пор, пока отвечали ожиданиям, связанным с получением дохода. Первейшим условием для получения этой самостоятельности было только стремление к быстрому успеху. Планирование и принятие решений проходило неупорядоченно, в зависимости от конкретного случая, и в большей степени зависело от людей, принимающих решения. У подчиненных сотрудников появилась значительная боязнь риска. При принятии решения о выдаче ссуды участвовало такое большое количество инстанций, что тяжело было сделать кого-либо ответственным за результаты. Неверно понимаемая коллегиальность и любезные маневры не позволяли сделать контакты открытыми и честными. Монополия на информацию ревностно оберегалась и злоу-потреблялась для того, чтобы держать противников под контролем. Вокруг плелись интриги, а повышение по службе получали те, кто в максимальной степени демонстрировал свою лояльность непосредственному начальнику. Повсеместно распространилось приспособленчество, беспринципность. Учитывая существующую культуру, условия для реализации стратегии, состоявшей из восьми пунктов, были неблагоприятными. Не вдаваясь в подробности, отметим, что появилась альтернатива реализовать несмотря ни на что новую стратегию. Или положить ее под сукно. С одной стороны, нужно было считаться с тем, что новая стратешя вызовет у причастных к ней сотрудников сильное сопротивление, но, с другой стороны, рыночные отношения и конкуренция делали необходимым создание новой организации. Чтобы не стать жертвой всех этих расчеши, где противопоставляются две крайности, руководство приняло решение исследовать элементы стратегии на совместимость с анализировавшейся культурой. Другими словами, нужно было ответить на вопрос: как велик в каждом отдельном случае риск, связанный с культурой? Чтобы получить ответ, детально были рассмотрены следующие два основных вопроса: 1. Насколько важен каждый шаг для успешной реализации всей стратегии? 2. Насколько можно увязать отдельные шаги с существующей культурой? Для оценки значения каждого шага ставились следующие вопросы: -Какие действия должны вызывать и усиливать у причастных эти шаги? ♦ В какой степени это повлияет на основные задачи руководства? ♦ Как это повлияет на внутреннюю структуру отношений? -В какой степени эти изменения повлияют на достижение успеха в критических областях? ♦ Какие специфические желания и запросы клиентов должны удовлегворяться? ♦ Какие преимущества дает это в условиях конкуренции на рынке? ♦ Как новые отношения повлияют на затраты? ♦ Как новые отношения повлияют на общественность, отрасль, соответствующие правительственные учреждения и органы, на потенциал сотрудников? Все это приводит к необходимости очень глубокого анализа взаимозависимости между стратегией и культурой организации, в которой должны реализовываться эти планы. Стремление к созданию матричной организации и намерение сделать привлекательной новую организационную единицу для представителей верхушки и лучших специалистов оказалось трудно совместимым с существующей культурой. Поскольку конфликты не делались достоянием всех, решения согласовывались в каждом отдельном случае, а повышения по службе и вознаграждения в очень большой степени зависели от субъективной оценки непосредственного начальника, следовало ожидать, что без значительных изменений культуры невозможно было создать новую организацию. Главным фактором успеха этого проекта было привлечение нужных людей для создания новой матричной организации. Но как велика была возможность заинтересовать сотрудников с соответствующей квалификацией в подобной культуре, где более важным были не результаты, а отношения, где статус и престиж сохранялись за теми, кто имел дело с самыми большими счетами клиентов? Для проверки совместимости новой стратегии с существующей культурой ставились следующие вопросы: - В каком объеме изменяются ключевые задачи и имеющиеся стабильные контакты и отношения? - Какова степень приспособляемости культуры? - В какой степени руководство обладает способностями произвести перемены? Ответы на поставленные вопросы дала матрица, представленная на рис. 5. Нетрудно увидеть, что стратегию в запланированном виде, требовавшую многих затрат, реализовать нельзя. Она не подходит к культуре. С этой проблемой сталкиваются многие предприятия, ориентирующиеся в принципе почти полностью на сохранение статус-кво. У большого количества руководящего персонала отсутствует как опыт, так и способность для начала и осуществления комплексных стратегических процессов, связанных с изменениями, поэтому даже незначительные изменения связаны с несоизмеримо большим риском, обусловленным культурой. Рис. 5. Матрица взаимоствязи культури и стратегии |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|