• Виды вопросов
  • Стрессовое интервью
  • Приемы интервьюера
  • Как строить ответ на вопрос
  • Чего хочет интервьюер
  • К каким вопросам следует подготовиться заранее
  • Глава 5. Как вести себя на собеседовании

    Виды вопросов

    Вам понадобится:

    – подготовиться к ряду стандартных вопросов;

    – взять с собой ряд документов, чтобы подтвердить ответы.

    Будьте готовы к:

    – тому, что вам придется не только отвечать, но и задавать вопросы;

    – тому, что вопросы на разных этапах собеседования могут повторяться.

    Это может и не пригодиться, если за последнее время вы прошли множество собеседований и знаете все ответы наизусть.

    Как мы уже упоминали, интервьюеру за очень короткий промежуток времени нужно узнать вас как можно больше. Поэтому вопросы, которые он будет задавать, будут касаться всех сфер вашей жизни. Кроме этого, в качестве психологического тренинга вопросы разделяются по форме и содержанию. По своему содержанию вопросы делятся на 4 категории: личные, профессиональные, отвлеченные, общие.

    Личные вопросы

    1. Вы замужем? (Вы женаты?) Этот вопрос о вашем семейном положении. Задается с целью выяснить ваше социальное положение и стимулы для жизни. Каждый из работодателей сам для себя решает, с кем ему удобнее будет работать. С теми, кто одинок и, возможно, скоро женится, или с теми, кто разведен, платит алименты или в одиночку растит детей. С теми, кто торопится домой по семейным обстоятельствам, или с теми, кто может проводить на службе 10–12 часов, никуда не торопясь.

    2. У вас есть дети? В ряде случаев предпочтение отдается тем, у кого дети уже подросшие и посещают школу или садик. Это происходит оттого, что малыши чаще болеют, следовательно, очень часто будет оформляться больничный. Впрочем, этот вопрос носит дискриминационный характер, потому что наличие грудничков влияет негативно только на молодых мам. Мужчинам дети не приносят хлопот.

    3. К какому типу людей вы себя отнесете? Как вы воспринимаете, кто вы по характеру оптимист, пессимист, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, инноватор, консерватор. После вашего ответа будут сравнивать высказанную позицию и ваше поведение по ходу собеседования.

    4. Устраивают ли вас жизненные условия? Часто этот вопрос задают в организации сетевого маркетинга для того, чтобы заострить ваше внимание на бытовых проблемах. Заодно и проверить вашу жизненную позицию.

    5. Сколько вам лет? Из-за возрастных ограничений вы можете не попасть на эту работу или ваш возраст будет причиной тому, что получите более низкую должность, или наоборот, позволит получить более высокую. Обратите внимание на то, что отсев по возрасту является дискриминацией и не может служить основной причиной для отказа в должности.

    Профессиональные вопросы

    1. Опыт работы. Для многих организаций опытный человек более выгоден, потому что справляется со всем объемом работы. Бывает и так, что организация стремится найти неопытного специалиста, чтобы «воспитать» его в рамках своей культуры и, возможно, сэкономить на заработной плате. Настаивайте на своей обучаемости.

    2. Места работы (где вы работали ранее). Этот вопрос задается с целью выявить ваши пристрастия, опыт и профессионализм.

    3. Стаж работы. Все вопросы, связанные с предыдущими работами связаны с желанием узнать о профессионализме и жизненной позиции. Долгий непрерывный стаж на одном месте работы говорит о вашей основательности и лояльности, быстрая перемена мест – об активности либо, возможно, непостоянстве и безответственности.

    4. Какое у вас образование? Вообще этот вопрос повторяющийся, так как он есть у вас в анкете и еще вы упоминали в резюме, где и на кого обучались. Отвечайте так же.

    5. Узкоспециализированные вопросы. Любой из вопросов, касающийся специфики работы, задается с целью выяснить вашу компетентность в этой сфере или отрасли.

    Отвлеченные вопросы. Отвлеченные вопросы – это дополнительные к основным, уточнения на тему, где именно вы работали, что послужило толчком для ухода с предыдущей работы, где именно работали и сколько времени. Такие вопросы задаются с целью разговорить вас, заставить отвлечься от вашего плана действий и смириться с инициативой интервьюера.

    Общие вопросы

    Часто общие вопросы задаются о планах на будущее: где вы хотите жить, работать, сколько хотите зарабатывать. Это нужно для того, чтобы понять, что именно вы ждете от этой работы. Смогут ли ваши запросы реализоваться в их организации.

    По своей форме вопросы различаются на закрытые, открытые, наводящие, гипотетические, сложные, сгруппированные, комбинированные.

    1. Закрытые вопросы предполагают конкретный ответ «да» или «нет». Если вам нужно больше рассказать о себе или чувствуете, что есть что-то добавить, то обязательно проявите инициативу и добавляйте нужные факты.

    В.: Это вы автор программы обучения трудных подростков?

    О.: Да, и еще я добавила бы, что у меня в разработке находится еще одна программа.

    2. Открытые вопросы. Это вопросы, которые предполагают развернутый ответ. Все зависит от того, что вы хотите сказать. Такие вопросы дают вам шанс рассказать о себе больше. Однако не стоит увлекаться и говорить лишнее.

    В.: Как вы намереваетесь навести порядок в коллективе?

    О.: Я считаю, что дисциплина и личностное общение помогут нам всем справиться с трудностями.

    3. Наводящие вопросы содержат ответ в самом вопросе. Для того чтобы правильно ответить, вслушивайтесь внимательно в вопросы. Вы поймете, какого направления вам стоит придерживаться. При таких вопросах чаще всего употребляются частица «ли».

    В.: Можете ли вы сказать, что найдете контакт с любым человеком?

    О.: Да, я могу найти контакт даже с незнакомыми людьми.

    4. Гипотетические вопросы задаются с целью разобрать ваши предполагаемые действия в придуманной ситуации. Старайтесь взять паузу, а после нее дать четкий профессиональный ответ.

    В.: Предположим, один из учеников демонстративно не обращает на вас внимания и ходит во время урока.

    О.: Я предложу ему удалиться, а позже постараюсь найти контакт.

    5. Сложные вопросы – это вопросы с запутанной формулировкой. Задаются они для того, чтобы поколебать вашу уверенность в себе и заставить показать защитную реакцию. Попросите разъяснить вопрос, и скорее всего формулировку изменят.

    В.: Как вы считаете, целесообразно ли подвергать детей опросу, если кто-то из них совершил проступок, который может сорвать ваш авторитет, сказав родителям о том, чего не было на уроке, или предоставить это администрации школы?

    О.: Простите, не совсем поняла вопрос. Повторите, пожалуйста.

    6. Сгруппированные вопросы одной тематики, собранные в одном-двух предложениях. Иногда простой вопрос соединяется с наводящим. Отвечайте поочередно на каждый из них. Пример:

    В.: Вы справитесь с ремонтом гидравлических агрегатов? Сможете ли разобрать цилиндр и устранить неполадку?

    О.: Да, я разбираюсь в гидравлике и вполне могу заниматься ремонтом, в том числе и цилиндров.

    7. Комбинированные вопросы содержат в себе несколько вопросов различных тематик. Они дают вам прекрасную возможность выбрать наиболее удобный вопрос. Давайте ответ, который наиболее выгоден для вас. Пример:

    В.: Вы сможет ездить в долгосрочные командировки или посвятите свое рабочее время выполнению нужного объема работы здесь?

    О.: Да, я думаю, что моя ответственность и целеустремленность позволят мне справиться в нужные сроки.

    Примите во внимание, что наводящие вопросы обычно задаются как бы вскользь, но имеют в себе ответ.

    Сгруппированные, открытые и комбинированные вопросы составляются для выявления ваших профессиональных качеств.

    Зачастую могут быть заданы дискриминирующие вопросы, которые затрагивают ваши личные качества, которые и не должны учитываться: национальность, цвет кожи, расовая принадлежность, пол (если только работа не физически тяжелая), наличие детей у женщин, собираетесь ли вы выходить замуж или беременеть. Чаще всего ущемляются права женщин и людей другой расовой принадлежности. Смело спрашивайте, как эти ответы повлияют на ваш профессионализм и работу. По Конституции РФ вам не имеют права отказать от места на основании какого-нибудь из вышеперечисленных факторов.

    Стрессовое интервью

    Вам понадобится:

    – терпение и выдержка;

    – концентрация внимания.

    Будьте готовы к:

    – завуалированной агрессии и грубости – так иногда проверяют кандидатов на прочность;

    – помехам и отвлекающим факторам во время собеседования;

    – провокациям со стороны интервьюера.

    Это может и не пригодиться, если стрессового интервью не будет.

    Обычное собеседование включает в себя беседу с интервьюером, тестирование и анкетирование. Но иногда, особенно если будущая работа связана с управлением (менеджеры, начальник офиса), журналистикой, или подразумевает достаточно высокий уровень ответственности, устраиваются стрессовые интервью. Их цель – как можно ярче раскрыть вас как профессионала, а также оценить ваши личностные качества и собранность. Иногда из-за большого объема работы должность не может оставаться вакантной надолго. Поэтому работодателям предстоит за короткое время подобрать максимально подходящего кандидата. Рассмотрим несколько вариантов стрессового интервью.

    1. Собеседование проводят несколько человек. В этом случае вместо ожидаемой беседы с одним интервьюером вы будете общаться сразу с несколькими. Возможно, будут присутствовать психолог, работодатель, менеджер по отбору персонала, ваш будущий непосредственный начальник. Их цель – постараться за короткое время собеседования узнать вас как можно больше. Поэтому вопросы будет задавать каждый из них на свою тему. Также будут узкоспециализированные вопросы, на которые просто невозможно ответить второпях. Совет: самое важное сохранять спокойствие и внимательно следить за ходом беседы. Не показывайте неуверенность в себе. Не отвечайте сразу, возьмите паузу, чтобы обдумать ответ. Отвечая, смотрите или на того, кто задал вопрос, или на работодателя. Ведь именно от него зависит результат собеседования. Не теряйтесь, ведь вы пришли устраиваться на работу именно сюда, поэтому покажите себя в выгодном свете. Если темп собеседования сознательно ускоряется интервьюерами, не следуйте этому, найдите в себе силы выдержать паузу при ответе, иначе рискуете запутаться, сбиться.

    2. Собеседование проходит непосредственно на рабочем месте. Это тоже один из вариантов за кратчайшее время увидеть ваши физические и психологические качества. Погружая вместо привычного собеседования в рабочую атмосферу, интервьюер добивается от вас демонстрации ваших качеств в полном объеме. При этом будут искусственно создаваться проблемы, которые необходимо будет быстро решать. Это проверка на наличие навыков общения с незнакомыми людьми, на умение налаживать контакт, на профессиональную подготовку. Совет: рассматривайте эту ситуацию как единственный шанс показать себя в деле. Тогда вы поймете, что наилучшего повода для того, чтобы преподнести себя выгодно, просто может не представиться. Если уж вы решились на такую должность, спокойно и уверенно идите к своей цели. Налаживайте контакт с сотрудниками, не забывайте о языке жестов и волшебстве улыбки. Помните, что прикрепленные к вам помощники являются вашими интервьюерами. Они постоянно будут наблюдать за вашими действиями и реакциями. Не торопитесь в суждениях и действиях. Никто не требует от вас идеальности, но ошибок из-за суетливости могут не простить.

    3. Собеседование проводится работодателями. Иногда в силу своего характера работодатель может не просто присутствовать на собеседовании, а провести его сам на правах интервьюера. Может быть попытка подавления своим авторитетом или чрезмерная избирательность. Возможны разные методы воздействия. Они применяются не для того, чтобы проявить ваши достоинства, а для того, чтобы выявить недостатки.

    В этом случае у вас три выхода.

    Вы можете выслушивать и соглашаться с авторитетным мнением руководства. Демонстрируйте открытость, вежливость, неконфликтность. Возможно, вы сможете понять, что именно хочет от вас собеседник. Обычно это можно понять по направлению тематики вопросов. Отвечайте уверенно и по внешним реакциям работодателя вы поймете, правильные ответы или нет. Не задумывайтесь, не старайтесь произвести впечатление полностью подчиненного человека. Избегайте словосочетаний «возможно», «я бы не смог» и подобные. Давайте четкие ответы без излишних словесных и эмоциональных нагрузок.

    Также вы можете проявить свои креативность и неординарность. Если вы решите показать, что имеете свое мнение, не давайте себя перебивать. Извинитесь и говорите о своем желании закончить мысль. Конечно, соглашаться с мнением потенциального руководства нужно, но добавляйте несколько слов о своем видении обсуждаемого дела. Например, «Да, я тоже так думаю. Могу еще добавить что...», или «Я согласен, и было бы резонно...».

    Тем самым вы не только подчеркнете уважение к мнению собеседника, но и покажите наличие своего. Главное – не переборщить. Если заметите хоть какое-то недовольство, меняйте тактику.

    Можете продемонстрировать свои профессиональные заслуги. В этом случае вам придется попытаться перехватить инициативу и изменить ход беседы в нужном направлении. Нужен постоянный контроль над собой и ситуацией. Говорить по делу и много – вот что вам предстоит делать, если вы выберете эту тактику. Ни один вопрос не должен выбивать вас из колеи. Думайте о том, что если уж так проводят собеседование, значит, на кандидата возлагаются особые надежды.

    Выбирать, как себя вести, вам все равно придется одному, без посторонней помощи. Будьте готовы к стрессовым интервью, даже если устраиваетесь на должность повара. Тогда ни одни из вопросов не застанет вас врасплох.

    Общие советы для того, чтобы пройти стрессовое интервью

    Не переходите на личности. Возможно, вы сможете быстро наладить контакт с сотрудниками. Но не забывайте, что это проверка и не позволяйте возникнуть личным эмоциям по отношению к людям.

    Будьте вежливы. Вежливость – сильное оружие против хамства и дискриминации ваших прав.

    Умейте привлечь к себе внимание. Этого добивайтесь, правильно строя и выделяя те аспекты вашей деятельности, которые вы считаете ключевыми.

    Демонстрируйте задатки лидера и умение налаживать отношения. Для этого вам нужно показать свою готовность к общению и открытость, а также инициативность.

    Представьте, что вы уже приняты и находитесь на рабочем месте. Это поможет вам быстрее сосредоточиться и понять, что от вас ожидают.

    В зависимости от того, куда вы устраиваетесь, вас могут ожидать разные варианты интервью. Не бойтесь неизвестного, тогда ни один из вопросов интервьюера и ни одна искусственно созданная ситуация не выведет вас из себя, не заставит нервничать и допускать оплошности. Вам, наоборот, очень повезет, если представится шанс не на словах, а на деле показать свой опыт и профессионализм.

    Приемы интервьюера

    Вам понадобится:

    – выдержка и готовность к необычным приемам;

    – адекватность.

    Будьте готовы к:

    – тому, что профессиональный интервьюер не демонстрирует оценку во время собеседования;

    – тому, что если даже оценка демонстрируется, то она не обязательно отвечает действительности.

    Это может и не пригодиться, если интервьюер неопытен.

    Для того чтобы продуктивно провести собеседование, интервьюеру нужно добиться от вас некоторых действий. Во-первых, ему нужно, чтобы вы разговорились и чтобы две трети общей беседы занимали ваши ответы и вопросы. Во-вторых, ему нужно чтобы вы больше раскрыли себя со всех сторон, а он лишь подталкивал бы вас в нужном направлении и собирал сведения о вас. В-третьих, ему необходимо понять, тот ли вы человек, кто нужен на вакантную должность. Поэтому ему нужно прибегать к определенным приемам, чтобы спровоцировать быстрое развитие нужных событий.

    Используются паузы для того, чтобы разрядить обстановку. Между вопросами интервьюер может сделать паузу. Она важна как ему, так и вам. Вам это позволит вставить что-то важное для вас, то, что вы упускаете или о чем вас не спрашивали из-за резкой смены тем. А ему пауза необходима, чтобы сравнить ваше поведение с вашими словами, присмотреться к вам, пока вы находитесь в состоянии свободного творчества саморекламы. У него будет возможность рассмотреть вас как можно внимательнее.

    Наводящие вопросы – один из способов правильного направления собеседования в нужное русло. Будучи достаточно внимательным, вы сможете понять, что он от вас хочет.

    Когда вы отвечаете, ваш интервьюер может выражать одобрение еле заметными кивками головы. Это подталкивает вас продолжать монолог, и собеседование видится в розовом свете. На самом деле вас может увлечь демонстрация одобрения сказанных вами слов. Вы наговорите много, чего и не планировали, а все сказанное важно независимо от того, на пользу вам оно или нет. Аналогичное влияние оказывают звуки одобрения. Нужны они только для того, чтобы внушить вам мысль о своем превосходстве. Научитесь правильно оценивать эти приемы, они одинаковы для всех претендентов и никак не относятся к вам лично. Цель этого выражения одобрения – помочь вам разговориться и объяснить свои причины для того, чтобы начать работу.

    Один из излюбленных приемов интервьюера – активное слушание. Уделяя вам внимание и внешне показывая, что вас слушают и полностью понимают, ваш собеседник добивается нужного – чтобы его работа была сделана, и вакансию занял достойный человек.

    Иногда интервьюер может имитировать обычную беседу. Вас уверяют в том, что вместо собеседования проходит обычная встреча двух симпатизирующих друг другу людей. Это хорошая тактика для того, чтобы вы смогли расслабиться и отвечать более обширно, не волнуясь и не чувствуя себя скованно.

    Незаконченные фразы используются интервьюером при ответах на ваши вопросы. Делает он это для того, чтобы вы сами продолжали предложение и тем самым показывали ему свое соответствие данной должности. В таких случаях используйте больше профессиональных терминов, это произведет хорошее впечатление.

    Часто интервьюер может давить на кандидата, искусственно нагнетать обстановку: прерывать, отвлекаться, говорить по телефону, создавать впечатление о якобы уже принятом отрицательном решении. Это делается для проверки настойчивости, готовности к стрессам, раздражительности.

    Поведение интервьюера на собеседовании зависит напрямую от его подготовленности. Неквалифицированный сотрудник позволят себе развязное поведение, неконтролируемое проявление эмоций, разговоры «ни о чем». Если вам на самом деле нужна эта работа, подумайте над тем, что ваш собеседник может:

    – являться как бы лицом организации и демонстрировать ее культурный уровень;

    – являться некомпетентным сотрудником, по ряду причин оказавшимся не на своем месте;

    – игнорировать вас из-за личных эмоций.

    Все это значительно затрудняет общение. Постарайтесь нейтрально отнестись к замеченным вами ошибкам. Если интервьюер недостаточно компетентен, то, возможно, он является лишь посредником и не принимает окончательное решение. Сделайте все возможное, чтобы передать максимум информации о себе.

    Помните, что хороший интервьюер не сделает таких ошибок. Обычно он проходит психологическую подготовку и знает, что нельзя объективно оценить человека только по своим внутренним эмоциям. Хороший интервьюер не будет перебивать вас. Обязательно спросит в конце, чтобы вы еще хотели добавить тем самым дает вам шанс рассказать заготовленную дома речь. Обязательно позволит задавать вопросы и активно будет на них отвечать.

    Еще один прием интервьюера применяется для того, чтобы показать, что скоро окончание беседы.

    1. Он предложит задать вопросы, и спросит у вас, все ли вы сказали о себе, что хотели.

    2. Он может встать из-за стола, например, чтобы открыть окно или переставить стул. Не вставайте вместе с ним, ждите официального окончания беседы.

    3. Он будет закрывать папки с делами и откладывать их в сторону.

    4. Он может закрыть колпачком ручку и положить на место.

    5. Он будет целенаправленно расчищать свое рабочее место, складывая ваши бумаги и приводя в порядок документы на столе. Все эти действия направлены на то, чтобы показать вам окончание беседы, чтобы вы не растягивали слова, а поактивнее проговаривали все, что еще осталось сказать.

    Скажите ему, что было приятно с ним познакомиться, и спросите, когда вы узнаете о результатах собеседования.

    Обязательно уточните, есть ли у них ваш контактный телефон. Теперь вам остается только ждать результатов. Если все получилось, вы получите нужную работу. Но не отчаивайтесь, если не выдержите конкуренции или сами решите не работать именно на этом предприятии. В любом случае вы получили драгоценный опыт общения с интервьюером, смогли оценить ваши плюсы и минусы в поведении. И на следующий раз обязательно все получится!

    Как строить ответ на вопрос

    Вам понадобится:

    – словари и грамматические справочники для подготовки;

    – умение правильно говорить.

    Будьте готовы к тому, что возможность правильно и достойно ответить может быть сильно ограничена.

    Это может и не пригодиться, если:

    – при стрессовом интервью упор будет сделан на ваши реакции, а не на ответы;

    – интервьюер будет больше говорить, чем слушать.

    Для того чтобы уметь правильно себя преподать, необходимо знать, как отвечать на вопросы интервьюера. Чтобы ответ был исчерпывающим по своей сути и отражал все те ключевые моменты, которые вы хотите отметить, нужно учитывать много факторов. Ведь интонация, смысловые ударения, словосочетания и многое другое – все это влияет на то, поймут ли и воспримут ли ваш ответ так, как нужно. Конечно, искусству разговаривать не научишься после прочтения одной книги. Но мы можем дать вам несколько советов, что необходимо учитывать при ответах на вопросы собеседника.

    Грамматические правила

    Ваши предложения должны быть не запутанными, а четкими и правильными. Лучше произнести несколько коротких фраз, чем приводить много нужных и ненужных терминов, из которых потом не сможете выбраться. Каждое предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а если ответ требуется кратким, то лучше скажите «да» или «нет». Почувствуйте разницу: «Я для этой работы» и «Я уверен, что подхожу для этой работы».

    Ударение на словах

    Старайтесь выделять ключевые слова, которые могут зарекомендовать как уверенную в себе личность.

    Интонация

    Тон, с которым вы произносите те или иные слова, выглядит как смысловое ударение. Выделяя тоном какое-то предложение, вы заставляете интервьюера осмысливать его. Пример: «Да, я проработал 3 года продавцом-консультантом в „Эре“. У меня отличная характеристика».

    Умение говорить кратко

    Иногда задается очень много вопросов в предложении (сгруппированный вопрос). На них не всегда требуется давать обширные ответы, но при этом и недостаточно простых «да» или «нет». Пример: вопрос: «Вы предполагаете получать второе образование, планируете карьерный рост или вас устроит эта должность?» Ответ: «Да, предполагаю дальнейшее образование», «Нет, меня все устраивает».

    Правильное построение предложения

    Если предложения длинные, собеседник запоминает начало и окончание, остальное находится вне внимания. Поэтому, если ответ долгий, заканчивайте уверенными словами с интонацией. Так вы выделите нужное. И также все самое важное подчеркивайте паузой. Пример: «Я могу показать вам рекомендательные письма, которые мне выдали на предыдущей работе, думаю, что вы примете это во внимание». В конце монолога еще раз повторите важные моменты.

    Правильная речь

    Не увлекайтесь долгими и малопонятными фразами. Очень важна конкретность беседы. Пример: «Я, быть может, и предприняла бы что-нибудь, в связи с тем, что я была уволена несправедливо, но я же была взята на работу без контракта, так как эта фирма частная...» Лучше будет вот так: «Я имею опыт работы в частной фирме. В трудовую книгу это не занесено».

    В предложениях старайтесь не допускать слов-паразитов. Исключите из своего лексикона слова «вот», «так», «это» и тому подобные. Обычно эти слова влезают между следующими предложениями в качестве связок, и создают эффект бесконечности фраз. Пример: «Вот. И я думаю, что идеально подхожу к проблеме воспитания трудных подростков. Вот. И еще я уже имеют опыт работы в детском доме. Вот. А еще...» Так разговаривать нельзя.

    Не употребляйте сленг и жаргон. Правильный русский язык – вот залог вашего успеха. Сленговые вставки и жаргонные словечки – признак вашего социального уровня. Лучше заменить их профессиональными терминами. Обратите внимание на разницу: «Я повелся на провокацию бывшего начальника, поэтому с работы меня сдуло». «Меня спровоцировали на конфликт, поэтому пришлось уйти из своего коллектива».

    Обдумывайте ответы

    Если считаете, что ответ на данный вопрос может выставить вас неприглядным способом, создайте паузу для обдумывания. Для этого можно вежливо переспросить, показав непонимание. Может, вопрос будет переформулирован. Или скажите, что не понимаете, о чем речь. Не бойтесь показаться смешным. Куда хуже будет, если вам придется ответить, и всплывут некрасивые подробности.

    Правильно подбирайте слова. Прежде чем сказать что-то, подумайте, передается ли при этом необходимый смысл. Ни в коем случае не употребляйте слов, в значении которых вы не уверены!

    Оперируйте профессиональными терминами. Для производственных и непроизводственных видов деятельности очень важно понимание вами специфики работы. Поэтому единственная возможность показать вашу профессиональность на простом собеседовании – это понимание профессиональных терминов. Например: «Я работал инженером – конструктором разъемных и утепленных термошкафов».

    Четко определяйте тему ответа. Старайтесь не объединять в одну фразу два или более ответа. Смысл от этого путается, и интервьюеру сложнее будет понять ваш ответ. Пример: «Я считаю, что мое образование дает мне основание думать о более выгодных условиях, чем раньше, когда я работал помощником дизайнера». Разделите эти ответы, иначе ваша мысль, высказанная нечетко, не воспримется правильно.

    Все свои ответы давайте только в позитивном ключе. Никакие вопросы не должны сбить вас с толку и заставить оправдываться или лебезить. В ответах не должен присутствовать негатив, даже если тема неприятна.

    Чего хочет интервьюер

    Вам понадобится:

    – умение проявлять необходимые качества;

    – интеллект и умение общаться.

    Будьте готовы к:

    – тому, что требования к должности окажутся не такими, как вы предполагаете;

    – тому, что интервьюер может отсеивать кандидатов после первого взгляда.

    Это может и не пригодиться, если работы быстро вам разонравится.

    Главная задача интервьюера – подобрать подходящего кандидата. Процесс подбора кадров очень дорогостоящий, поэтому, чем меньше людей будет в нем задействовано, тем выгоднее работодателям. Поэтому интервьюер хочет увидеть настоящее положение дел, без прикрас и эмоций. Вторая задача интервьюера – за короткое время выяснить, что вы за человек, пригодны ли вы для работы, можете ли вы ее делать и будете ли. Поэтому оценивать вас он будет по нескольким параметрам. Рассмотрим их.

    Подходите ли вы на эту работу?

    Для того чтобы это выяснить, интервьюер будет задавать вопросы личного характера. Цель – определить наличие некоторых нужных качеств, в зависимости от области предполагаемой работы. Следующие качества в любом случае важно продемонстрировать.

    1. Открытость в разговоре. В сочетании с открытыми позами необходимый эффект дает внимательность при вопросах и ответах. Не замыкайтесь при сложных вопросах. Если что-то не поняли, не стесняйтесь переспросить.

    2. Интеллект. Для того чтобы узнать уровень вашего интеллекта, интервьюер может прибегнуть к специальным тестам. Кроме того, на субъективную оценку интеллекта сильно влияют правильная речь, умение объяснить свои мысли, аналитические способности, правильное понимание вопросов.

    3. Вежливость. Правила хорошего тона сослужат вам отличную службу. Помимо того, что это проверенное средство против хамства, это еще и признак вашего высокого социального положения.

    4. Неконфликтность. Ее вы покажете, если не будете реагировать на оговорки (даже специальные) интервьюера, и не поддаваться на провокации личного характера. Никто не утверждает, что вы обязаны нравиться интервьюеру. Наоборот, его возможный негатив будет распространяться на все вопросы. Если вы не отреагируете на его эмоции, возможно, ему придется объективнее судить о ваших шансах.

    Можете ли вы делать эту работу?

    Даже если все ваши личностные качества устроили интервьюера, ему необходимо оценить ваши шансы как профессионала. Поэтому оцениваться будут следующие параметры.

    1. Опыт работы. Он влияет на сроки выполнения вами нужного объема работы, что напрямую будет более выгодно работодателю.

    2. Обучаемость. Нет опыта – демонстрируйте готовность к обучению и желание познать новое. Скажите, что быстро запоминаете и усваиваете материал. Чем выше обучаемость, тем выше ваши шансы занять это место.

    3. Профессионализм. Его можно будет продемонстрировать при решении теоретических профессиональных задач. Заострите внимание на своих заслугах и опыте, особенно на последних достижениях. Не забудьте обратить внимание интервьюера на ваше профессиональное образование.

    4. Целенаправленность действий. Выберите одно из направлений тактики разговора. Старайтесь показать, что от вас можно ожидать. Пусть ваша цель будет в том, чтобы добиться превосходного результата вашей работы. Озвучите эти слова. Вреда они точно не принесут.

    5. Потенциальные возможности. Покажите собеседнику ваше стремление к увеличению профессионального кругозора, амбиции и желание движения вверх по карьерной лестнице.

    Будете ли вы делать эту работу?

    Этот вопрос – наиболее главный для интервьюера. Ведь даже если у вас есть все возможности для работы. Вы можете остановиться и не делать ничего из-за банального нежелания. Признаки, по которым ваш собеседник определит ваше будущее отношение к работе, следующие.

    1. Настойчивость. Это необходимое качество для доведения дела до логичного конца. Свою настойчивость и инициативность вы демонстрируете, задавая вопросы и регламентируя свои достижения.

    2. Целеустремленность. Мы уже заостряли внимание на том, как ее показать, в главе «Первое впечатление».

    3. Лояльность. Признание авторитета руководителя – наилучший способ показать умение выполнять инструкции и подчиняться приказам. Следовательно, интервьюер поймет, что, несмотря на личные желания, вы будете выполнять эту работу.

    4. Заинтересованность. В первую очередь это оценивается по тому, сколько вопросов и на какие темы задает кандидат на должность. Именно поэтому – спрашивайте больше.

    Интервьюер хочет видеть перед собой человека оптимистичного, спокойного, адекватно воспринимающего окружения действительность. Его задача – отделить от группы кандидатов того, кто без проблем вольется в коллектив, принесет выгоду предприятию и не будет возмущаться по поводу неоцененных способностей. Поэтому старайтесь преподать себя в наиболее выгодном для вас свете, отталкиваясь от нежелательного поведения, выбирайте свою манеру ведения разговора. Любое интервью – маленький стресс, потому что вы не имеете права быть просто самим собой со всеми достоинствами и недостатками. Вы должны понять, что ваш собеседник выполняет свою работу, и у него просто нет возможности разглядеть вас всесторонне. Поэтому поймите, что именно он хочет, и покажите себя именно с этой стороны.

    Если собеседник вам знаком

    Вполне возможно, зайдя в кабинет, вы увидите знакомого вам человека. Сознание того, что собеседование будет проводить человек не совсем чужой, ободряет, не правда ли? Особенно если вы не виделись несколько лет, или видитесь редко, и он будет судить о вас по внешнему виду, по поведению, по проявляемым эмоциям не столь строго, как независимый от привязанностей человек. Итак, как правильно себя вести при неожиданной встрече со знакомыми людьми.

    Одноклассник

    Если вы узнали друг друга сразу, стоит выделить время на обмен информацией, как вы оба шли по жизненному пути. Если отношения с этим человеком были дружескими, стоит сказать, что хотели бы встретиться после его работы и пообщаться. Столь явно выраженные симпатии польстят собеседнику, и он на подсознательном уровне уже по другому будет рассматривать вашу кандидатуру. Если отношения были прохладными, но конфликтов не было, очень важно быть дружелюбным, выражающим симпатию, уверенным человеком. Ведь вам предстоит уверить этого человека в том, что вы интересная и общительная личность. Возможно, он думал в школе по-другому, поэтому не шел на контакт. Очень тяжело вам будет, если собеседником окажется человек, который обидел вас или наоборот, вы его. Стоит задать вопрос самому себе: а сможете ли вы работать в такой близости от этого человека. Стандартное обращение с таким человеком должно быть вежливым, спокойным, уверенным, дружелюбным и невозмутимым. Все зависит от того, как вы покажете свое отношение к собеседнику. Возможно, стоит подчеркнуть вашу искреннюю радость по поводу его положения. В конфликты не вступайте, если чувствуете к себе предвзятое отношение, можно связаться с руководством, так сказать подать на апелляцию. То есть, если вам отказывают, и вы понимаете, что это из-за личных отношений, напишите на имя директора письмо, или свяжитесь с отделом кадров. Решайте, насколько сильно вам нужна именно эта работа.

    Знакомый

    Вашим собеседником может оказаться также просто знакомый, т. е. человек, с которым вы немного знакомы лично или просто часто видитесь, например сосед по дому или даче. Постарайтесь подчеркнуть свой профессионализм. Знакомый вас знает с другой стороны и будет обращать больше внимания именно на личную сторону, постарайтесь его переключить. Жесты должны быть нерезкими, но уверенными, это подчеркнет ваш образ целеустремленного человека. Но заметим, что к ряду возможных вопросов добавятся еще несколько, ведь собеседник может знать о вас немногим больше, чем вы думаете. Почаще улыбайтесь, будьте внимательнее, говорите о своих личных делах избирательно. Опуская каверзные детали, преподносите всю информацию в радужном свете.

    Недруг

    Возможно, вы встретитесь с крайне неприятным для вас человеком. Это может быть и бывший супруг (-а), и бывший неверный (-я) возлюбленный (-ая), недруг со школьных или студенческих времен, соперник в прошлом, бывший учитель который предвзято к вам относился и т. д. У каждой сильной личности есть неприятели, поэтому не переживайте по этому поводу. В этом случае не демонстрируйте неприязнь и не думайте даже о своих переживаниях. Самое главное показать свой опыт и профессионализм, отметая личное. Если интервьюер достаточно компетентен в своей работе, он оценит ваше стремление работать, несмотря на ваши отношения. Но не в коем случае нельзя переходить на личности и начинать выяснение отношений. В этом случае собеседование будет похоже на операцию, при которой вскрываются старые сердечные и душевные раны.

    Коллега

    Иногда странная игра судьбы может заставить встретиться с бывшим шефом или коллегой. На самом деле это не так страшно, как вы думаете, если конечно, вас не связывают воспоминания о чем-то неприятном (скандалах, выговорах и т. д.). Они с удовольствием поговорят с вами о былых временах и, на самом деле, шанс получить работу значительно увеличивается. Ведь всегда приятнее работать с людьми, которых уже знаешь, чем затруднять себя сложным выяснением личности незнакомого кандидата.

    К каким вопросам следует подготовиться заранее

    Вам понадобится:

    – заготовленные ответы на ряд вопросы;

    – свежая голова.

    Будьте готовы к:

    – тому, что будет много вопросов на отвлеченные темы;

    – тому, что к ряду вопросов вы все же окажетесь не готовы.

    Это может и не пригодиться, если у вас не будет личного собеседования.

    Помимо всех перечисленных вопросов вам могут задавать проблематичные, а порой и неожиданные вопросы. Они могут никак не соприкасаться с областью вашей предполагаемой деятельности. А могут, наоборот, чересчур затрагивать те моменты, которые вы вообще не хотите освещать. Уклоняться от ответов нельзя, потому к такому повороту беседы вы должны быть готовы.

    Ответ на предполагаемые вопросы проблематичного, неожиданного или дискриминационного характера, вы должны подготовить еще до начала собеседования. Единый ответ для всех случаев придумать, конечно, невозможно, но мы можем предложить вам несколько вариантов таких вопросов и ответов на них. А вы можете варьировать их в зависимости от ваших обстоятельств.

    Почему вы хотите стать учителем?

    В этом вопросе заключается цель – раскрыть ваши мотивы поступления на эту должность и ваш трудовой потенциал. Поэтому ответ должен содержать в себе ваши личные планы по отношению к вакантному месту.

    Почему вы хотите получить именно эту работу?

    Интервьюер хочет понять, почему именно на это место у вас планы, из каких побуждений вы хотите работать именно в этой организации. Поэтому ответ должен четко определять ваши предпочтения.

    Какие у вас планы на следующий год?

    Задавая этот вопрос, ваш собеседник выясняет, насколько вы уверены в своей компетентности и квалифицированности. А также определяет вашу самооценку. Поэтому в ответе вы должны будете сказать о планах на этой работе. Постарайтесь адекватно оценить возможности в течение года. Если вы продавец, но ваши карьерные планы идут далеко, не нужно сразу говорит о заключении контрактов с крупными заказчиками. Лучше сказать, что собираетесь вырасти до менеджера или оптовика.

    Какую зарплату, по вашему мнению, мы должны будем платить такому квалифицированному специалисту?

    Этот вопрос может восприниматься как насмешливый. Не торопитесь показывать защитную реакцию, ответьте в позитивном ключе. Возможно, таким образом действительно выясняют ваши запросы.

    Что вы сможете принести в наш коллектив нового?

    Выясняется ваш личный потенциал, навыки общения с людьми и жизненная позиция. Цель – понять, кого они заполучат в свои ряды, серую мышь или человека-бомбу. Поэтому при ответе избегайте крайностей и не произведите таких впечатлений.

    Вы считаете себя достаточно образованным для этой работы?

    Цель вопроса – выяснить вашу самооценку и настойчивость. Вообще любые вопросы, содержащие в себе формулировку «считаете себя», относятся к наводящим. Вам нужно просто уловить направление правильного ответа.

    Почему вы не работаете по своей специальности?

    Очень может быть, что вас провоцируют на то, чтобы вы сбились и начали объяснять причину, теряя уверенность в себе. Ответ должен быть направлен не на оправдание, а на утверждение, что предполагаемая работа подходит вам лучше.

    Вам подойдет двенадцатичасовая умственная ежедневная работа?

    Интервьюер хочет выяснить, на что вы способны, чтобы добиться нужного результата. При ответе будут оцениваться целеустремленность, лояльность. Не давайте положительного ответа, если не уверены в себе. Лучше предложите пересмотреть эту ситуацию и снизить сроки за счет повышения качества.

    Вы выдержите тяжелые физические нагрузки?

    Обычно этот вопрос касается сферы производства или работы на складах. Очень важный для работодателя момент. Ведь, если выяснится после приема на работу, что вы не сможете из-за физического здоровья выполнять план, его организация потерпит убытки. Поэтому ответ должен быть честным.

    Что вы будете делать, если сегодня вас не возьмут на работу?

    Вопрос задается с целью выяснить, кто вы по характеру – оптимист, пессимист, меланхолик, холерик и т. д. Кто бы вы ни были – сдерживайте эмоции и старайтесь не проявлять беспокойства. Вам же не отказывают, а просто задают вопрос. Ответ должен быть оптимистичным, но в то же время, демонстрировать ваше стремление получить работу именно здесь, иначе сочтут, что работа не так уж важна для вас.

    Как ваша жена (муж) отреагирует на возможные длительные командировки?

    Явно дискриминационный вопрос, ведь на самом деле никто не имеет права вмешиваться в ваши личные отношения с кем бы то ни было. Поэтому стоит немного охладить пыл собеседника и ответить по существу вопроса.

    Почему именно вас я должен принять на работу?

    Ответ должен быть четким и утверждающим, должен учитывать интересы организации в первую очередь. Не воспринимайте это как сомнение со стороны интервьюера. Такой вопрос – еще одна возможность для вас рассказать о себе и продемонстрировать свои таланты.

    Из-за чего вы уволились с предыдущего места работы?

    Это один из проблематичных вопросов, ведь самая щекотливая тема – это прежняя работа. От вас ждут конкретного ответа, но ведь вы не можете его дать, если причина – роман с начальником или ваша склочность. Значит, ответ должен быть усредненным, т. е. не четким и не размытым, опустите все негативные подробности. Любой конфликт можно заменить обобщенным «отсутствие взаимопонимания».

    Какие отношения с коллегами у вас были на прежней работе?

    Цель вопроса – выяснить ваши навыки межличностного общения. Поэтому даже если о прежних коллегах у вас остались жуткие воспоминания и бьет нервная дрожь при взгляде на здание, где вы так долго мучили себя, улыбайтесь и отвечайте в позитивном ключе. Всегда можно избежать конкретной оценки «хорошие» или «плохие». Вместо этого можно использовать нейтральные фразы, например, «мы нередко работали одной командой», «продуктивные деловые отношения» и т. д.

    Вы собираетесь беременеть в ближайшие полгода?

    Явно дискриминационный вопрос, но в то же время, для многих руководителей он крайне важен. Если ответите честно – это покажет, что вы искренни. Но если смущаетесь, попробуйте пошутить или ответить неопределенно.

    К какому социальному слою вы себя причисляете?

    Цель вопроса – выяснить ваши жизненные условия и соответственно выяснить ваши запросы. Не волнуйтесь, что происхождение из рабочей или сельской семьи может как-то повлиять на решение о приеме на работу. В первую очередь будут изучать именно ваши личные навыки и образование.

    Нужно отметить, что все эти вопросы чаще всего возникают тогда, когда не налажен контакт между вами и собеседником, или вы по каким-то качествам характера просто не нравитесь интервьюеру. В обычных ситуациях все эти проблемы или не оговариваются, или решаются уже после принятия вас на работу. В любом случае вы должны понимать, что если на собеседовании вас встречают такими вопросами, то это может говорить о предвзятом отношении к любому новому человеку. Задумайтесь, не является ли в данном случае ваш интервьюер лицом компании и нужна ли на самом деле вам такая атмосфера.

    Но иногда интервьюер просто не понимает в силу своей неопытности, что такие вопросы неуместны, и просто пытается выяснить, насколько вы подходите на эту должность. Скрывайте свое беспокойство и раздражение, и дайте спокойно закончиться своей беседе. Позже вы сможете трезво без излишних эмоций оценить вопросы, ответы, поведение как свои, так и интервьюера, и принять решение в более спокойной обстановке.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх