• 9.1. История развития банковской системы в России
  • 9.2. Формы кредита
  • 9.3. Процесс кредитования хозяйствующих субъектов
  • 9.4. Международный кредит: сущность, функции, основные формы
  • Тема 9. КРЕДИТ И БАНКИ

    9.1. История развития банковской системы в России

    Прогрессивные реформы Петра I, направленные на принципиальные изменения во всех сферах, в том числе торговле и финансах, привели к необходимости образования кредитной системы. На первый план начинает выходить производство, вбирая в себя купеческие капиталы. Создается благодатная почва для развития некоторых видов промышленности. АВ это время в русский язык пришло и само слово «кредит» (от немецкого «credit») со значением «авторитет». Возникла кредитная (заемная) система во главе с заемным банком. А с 1729 г., уже после смерти Петра I, развивается система частного кредита, давшая возможность купцам право обмена векселями. Однако смерть императора сыграла свою пагубную роль, затормозив процесс развития кредитных учреждений еще на несколько десятков лет.

    Лишь в 1731 г. подготовили «проект о банке казенном», представленный в Комиссию о коммерции, в котором намечалось предоставление банкам, купцам и землевладельцам ссуды под 6 % годовых сроком на один год, предусматривалось право переписки займа на следующий год. Указом Елизаветы Петровны от 13 мая 1754 г., с которого начинается история банковского дела в России, был создан Государственный дворянский заемный банк с целью «уменьшения во всем государстве процентных денег». Он состоял из фактически самостоятельных сословных банков: Дворянского заемного банка с конторами в Санкт-Петербурге и Москве и Купеческого банка в Санкт-Петербурге (Банк для правления в Санкт-Петербургском порте коммерции).

    Дворянский заемный банк был основан по инициативе П. Шувалова, и первоначально его услугами могли пользоваться только великорусские дворяне. Дворянский банк выдавал ссуды в размере не более 1000 руб. одному заемщику сроком на один год под залог золота, серебра, драгоценных камней, сел и деревень вместе с крестьянами. Дворяне и помещики в основном брали кредит, чтобы рассчитаться с долгами, не думая о его возврате, стремясь лишь получить рассрочку по долгам. Они рассматривали кредиты как еще один способ надувательства и извлечения прибыли, не возвращали деньги, обманывая банки.

    Данная ситуация напрямую отражалась на деятельности банка, который был вынужден через некоторое время прекратить выдачу ссуд и постоянно отсрочивать возврат уже выданных ссуд.

    Купеческий банк также имел печальный опыт в связи с недостаточной культурой населения. Причиной этого был менталитет тогдашних купцов и промышленников, которые вели заграничную торговлю под девизом «не обманешь – не продашь». Однако деятельность Купеческого банка была более удачной, чем Дворянского, так как его заемщики вкладывали полученные деньги в торговлю, порой рискованную, пускали в оборот, получая значительную прибыль и хотя бы иногда возвращая кредиты. Уже в 1786 г. Дворянский заемный банк в Петербурге был переименован в Государственный заемный банк, который стал выдавать ссуды дворянству на 20 лет и городам на 22 года.

    В случае неуплаты в срок заложенное имение поступало в опеку до истечения займа или до погашения всего долга.[37] Спрос на кредиты в новом заемном банке превышал предложение. Кредиты раздавались направо и налево, что привело к тому, что большая их часть так и не была возвращена.

    Банки, исходя из их сущности, с момента возникновения были ориентированы на работу с клиентами, приносящими им и себе доход, который можно было получать только путем торговли или производства. Но в России XVIII в. данное существенное условие было грубо нарушено политическими решениями, которые делали акцент преимущественно на кредитовании дворян и помещиков, а затем уже купцов и других торговцев. В комплексе с названным выше это вылилось в неудачное начало распространения кредитных учреждений в России. Торгово-промышленное сословие с трудом осваивало нововведения, с большой неохотой обращаясь к кредиту. Следует особо отметить, что это было характерно не только для России, но и для Западной Европы, где вплоть до последней четверти XVIII в. даже в таких крупных экономических центрах, как Лондон и Гамбург, считалось, что дело должно вестись на свой капитал. Это сейчас кредит не считается показателем несостоятельности берущего его, и даже, наоборот, превратился в способ повышения репутации, конечно, только в случае его своевременного и полного возврата.

    Таким образом, банковская система России в XVIII в., или, точнее, кредитная система развивалась невысокими темпами, набирая кредитно-денежный оборот.

    В начале XIX в. по инициативе и при полном содействии и поддержке государства стали возникать первые кредитные учреждения сословного типа: запасные денежные фонды, мирские заемные капиталы, коммунальные кассы, удельные банки, сберегательные кассы для государственных крестьян, сельские и волостные банки, а также ссудо-сберегательные кассы.[38] Последние создавались в целях предоставления участвующим в них лицам возможности делать сбережения, пользоваться ссудами, а в самых крайних случаях – и пособиями. Кассы занимались выдачей ссуд людям, не являющимся членами, под поручительство одного или двух членов кассы, в зависимости от размера ссуды. Оставшиеся средства обычно выдавались членам кассы под залог ценных бумаг и тратились на покупку ценных бумаг государственных или частных компаний.

    Появление всех вышеперечисленных кредитных учреждений связано с широкомасштабным освоением земель Новороссии. В связи с этим следует упомянуть об учреждении в 1814 г. на острове Эзель в Новороссии первого крестьянского банка, занимавшегося преимущественно выдачей целевых ссуд на конкретные, в основном сельскохозяйственные, цели. В 20-е годы XIX в. начали появляться первые банкирские дома в России, например основанный в 1818 г. в Москве «Юнкер и K°». В 30-40-е годы появились и первые купеческие банки. Их число постоянно увеличивалось и к 1857 г. достигло 150.[39] В предреформенную эпоху прогрессивное развитие банковского сектора экономики страны вынудило правительство активно вмешиваться в жизнедеятельность финансово-кредитной системы, ограничивая и жестко регламентируя работу ее учреждений. При этом вплоть до начала 90-х годов XIX в. в России не было специального банковского законодательства. Ограничения носили случайный характер, их целью было хоть как-то упорядочить новые веяния.

    В конце 30-х годов XIX в. у правительства возникла инициатива широкого внедрения мелких кредитных учреждений наподобие банков в крестьянскую среду. Так, в 1837 г. в государственных имениях бывшей Белотокской области были созданы коммунальные кассы, капиталы которых предназначались для беспроцентного кредитования крестьян на срок до трех лет под закупки продовольствия и семян.[40] В том же году открылись и банки для удельных крестьян. В целом создание кредитных учреждений сословного типа положило начало массовому развитию банковского дела в крестьянской среде, предоставив крестьянам право пользования кредитами и получения ссуд, что само по себе указывало на расширение гражданских и экономических свобод зависимой части населения страны.

    В связи с подготовкой и проведением реформы 1861 г. в России закрепляется наравне с уже имеющими хождение терминами «заем» и «ссуда» термин «кредит», который используется не только в сфере экономики, но и в уголовном законодательстве. После отмены крепостного права Манифестом от 19 февраля 1861 г. и с началом реформирования банковской системы России продолжали развиваться кредитные учреждения сословного типа в виде сельских и волостных банков.

    Действительно реальная банковская система в России начала формироваться во второй половине XIX в. (с 70-х годов), когда в стране утвердились капиталистические отношения. В конце 50 – начале 60-х годов старые банкирские фирмы Штиглица, Якоби, Жадимирского прекратили свое существование. Им на смену пришли новые – Мейера, Гинцбурга, Кайгера и др. За 1862–1863 гг. число городских банков утроилось, а сумма их капиталов возросла почти вчетверо.[41] В 1864 г при активной поддержке министра финансов М. X. Рейтерна в России был создан первый коммерческий банк. Крупнейший исследователь истории акционерных коммерческих банков России И. И. Левин писал: «Для акционерных коммерческих банков М. X. Рейтерн сделал больше, чем кто-либо другой из его преемников».[42] С 1868 г. акционерные коммерческие банки начали учреждаться повсеместно.

    За считанные годы банковская система России вышла из состояния вековой спячки, сделала гигантский шаг вперед. В результате реформы банковского дела была создана разветвленная кредитная система, организованы банки нового типа, появились и начали быстро развиваться качественно иные банковские операции. В состав банковской системы вошли: Государственный банк, коммерческие акционерные банки, ипотечные банки, общества взаимного кредита, городские банки, кредитная кооперация, ломбарды, в том числе в форме акционерных обществ.

    В условиях кризиса и обнищания деревни появляется еще один элемент банковской системы – кредитные кооперативы, возникшие в России едва ли не одновременно с их образованием в Германии в 50-е годы XIX в. Первые подобные учреждения в России были созданы еще в 60-х годах XIX в., в основном в виде ссудо-сберегательных товариществ наподобие одноименных кредитных учреждений, действовавших в Германии (товарищества Шульце-Деличе). Формально вступить в товарищество мог каждый желающий, проживающий в районе его деятельности. Капитал состоял из паев, а ссуды выдавались по личному доверию и под залог на срок до девяти месяцев с трехмесячной отсрочкой. Чистая прибыль распределялась среди членов соответственно величине пая.[43]

    В 90-е годы ХГХ в. активизировалось участие банковской системы в экономической жизни страны, чему сопутствовал экономический подъем и бурный промышленный рост. Главным направлением деятельности банков стало кредитование товарного оборота. Банки вступили на путь финансирования промышленности, что положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов. Эти начинания были столь успешны, что к концу 90-х годов банки стали объединяться в банковские группы с целью совместного финансирования промышленности. Однако экономический кризис 1899–1903 гг. нанес чувствительный удар именно по тем отраслям промышленности, с которыми банки были наиболее тесно связаны. Тем не менее банки продолжали финансирование патронизируемых предприятий даже в убыток себе. Основным направлением развития банковских операций того времени было кредитование торгового оборота, которое привело к расширению и других форм кредитования. Банки начали широко осуществлять товарно-комиссионные операции и торговлю за собственный счет.

    Преодолев экономический кризис, банковская система России развивалась, реформировалась, пополнялась новыми кредитно-финансовыми учреждениями. В связи с этим в 1911 г. был создан Московский народный банк, призванный усилить связи мелкой кредитной кооперации с открытым рынком. Акционерами банка были учреждения мелкого кредита и частные лица, привлекавшиеся в целях усиления финансовой основы деятельности банка, в сферу которой входили как краткосрочные чисто банковские (учет векселей, выдача ссуд, проведение платежей и расчетов), так и посреднические операции с разнообразными товарами. Банк также имел право выпускать от своего имени срочные облигации и выдавать их вместо денег по учету векселей, обеспеченных залогами, и по ссудам под залог.[44]

    В XX в. Россия вступила с относительно развитой кредитной системой, в которой ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным банкам. Но уже в 1917 г. в процессе национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, что, в свою очередь, привело к образованию государственной монополии на банковское дело. Впоследствии произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый Государственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и в конце концов были запрещены операции с ценными бумагами. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления и находилась в административном подчинении у правительства и прежде всего у Министерства финансов.[45] Так в СССР сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны. Перечисляя негативные стороны данной банковской системы, просуществовавшей до 1987 г., следует отметить основные: потеря банковской специализации, монополизм и неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

    2 декабря 1990 г. были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Таким образом, впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственность по обязательствам государства (так же как и государство не несет ответственности по обязательствам банков). Стали закладываться институциональные основы новой банковской системы.[46]

    На верхнем уровне системы находится Банк России, на втором – широкая сеть коммерческих банков. Банк России должен решать вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита, в связи с чем он освобождается от операций с иной клиентурой, кроме коммерческих банков. Он же является единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов: выполняет множество функций управления процессами организации кредитно-расчетного финансового обслуживания государства. Однако Банк России выполняет контрольные и надзорные функции только по отношению к банковским учреждениям и учреждениям, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим его лицензию.

    За годы реформ 90-х годов XX в. в России возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет (с 1781 по 1860 г.), в других странах банков до сих пор намного меньше.[47]

    9.2. Формы кредита

    Структура кредита включает кредитора, заемщика и ссуженную стоимость, поэтому формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера:

    – ссуженной стоимости;

    – кредитора и заемщика;

    – целевых потребностей заемщика. В зависимости от ссуженной стоимости целесообразно различать товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита.

    Товарная форма кредита исторически предшествует его денежной форме. В современной практике товарная форма кредита не является основополагающей. Преимущественной формой выступает денежная форма кредита, однако применяется и товарная форма. Последняя используется как при продаже товаров в рассрочку платежа, так и при аренде имущества (в том числе лизинге оборудования), прокате вещей. Практика свидетельствует о том, что кредитор, предоставивший товар в рассрочку платежа, испытывает потребность в кредите, причем главным образом в денежной форме. Можно отметить, что там, где функционирует товарная форма кредита, его движение часто сопровождается и денежной формой. Можно предположить, что кредит существовал до денежной формы стоимости, когда при эквивалентном обмене использовались отдельные товары (меха, скот и пр.). Первыми кредиторами были субъекты, обладающие излишками предметов потребления. В поздней истории известны случаи кредитования землевладельцами крестьян в форме зерна, других сельскохозяйственных продуктов до сбора нового урожая.

    Денежная форма кредита – наиболее типичная, преобладающая в современном хозяйстве. Если кредит предоставлен в денежной форме и его возврат был произведен также деньгами, то данная сделка представляет собой денежную форму кредита.

    Если кредит был предоставлен в форме товара, а возвращен деньгами или наоборот (предоставлен деньгами, а возвращен в виде товара), то более правильно считать, что имеется смешанная форма кредита.

    Смешанная (товарно-денежная) форма кредита часто используется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (преимущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов). Во внутренней экономике продажа товаров в рассрочку платежей сопровождается постепенным возвращением кредита в денежной форме.

    В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяются следующие формы кредита: банковская, хозяйственная (коммерческая), государственная, международная, гражданская (частная, личная). Вместе с тем в кредитной сделке участвует не только кредитор, но и заемщик; в кредитной сделке они равноправные субъекты. Предложение ссуды исходит от кредитора, спрос – от заемщика.

    Если банк, например, предоставляет кредит населению, а физическое лицо вкладывает свои сбережения на депозит в банке, то в этих случаях имеется один и тот же состав участников (банк и население). Вместе с тем каждая из сторон занимает здесь разное положение: в первом случае банк служит кредитором; во втором – заемщиком; в свою очередь, в первом случае физическое лицо выступает в качестве заемщика, во втором – кредитора, следовательно, кредитор и заемщик меняются местами, что меняет и форму кредита.

    Формы кредита делятся также в зависимости от целевых потребностей заемщика. По данному признаку можно выделить производительную и потребительскую формы кредита.

    Используются и другие формы кредита: прямая и косвенная; явная и скрытая; старая и новая; основная (преимущественная) и дополнительная; развитая и неразвитая и др.

    Прямая форма кредита отражает непосредственную выдачу ссуды ее пользователю, без опосредуемых звеньев. Косвенная форма возникает, когда ссуда берется для кредитования других субъектов, например, если торговая организация получает ссуду в банке не только для приобретения и продажи товаров, но и для кредитования граждан под товары с рассрочкой платежа.

    Под явной формой кредита понимается кредит под заранее оговоренные цели. Скрытая форма кредита возникает, если ссуда использована на цели, не предусмотренные взаимными обязательствами сторон.

    Старая форма кредита – форма, появившаяся в начале развития кредитных отношений. Например, товарная ссуда под заклад имущества представляла собой старейшую форму, используемую на ранних этапах общественного развития. Старая форма может модернизироваться, приобретать современные черты.

    К новым формам кредита можно отнести лизинговый кредит. Объектом обеспечения становятся не только традиционное недвижимое имущество, но и современные виды техники, новые товары, являющиеся признаком современной жизни (автомобили, яхты, дорогостоящая видеоаппаратура, компьютеры). Современный кредит служит новой формой кредита по сравнению с его ростовщической формой.

    Основная форма современного кредита – денежный кредит, в то время как товарный кредит выступает в качестве дополнительной формы, которая, однако, не является второстепенной, второсортной. Каждая из форм с учетом разнообразных критериев их классификации дополняет друг друга, образуя определенную систему, адекватную соответствующему уровню товарно-денежных отношений.

    Развитая и неразвитая формы кредита характеризуют степень его развития. В этом смысле ломбардный кредит называют неразвитым кредитом, не соответствующим современному уровню отношений.

    Заемщик – сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду. Должник и заемщик – близкие, но не одинаковые понятия. Предприятия и отдельные граждане могут, например, задержать оплату коммунальных услуг, налогов, страховых выплат. Кредитор в этих случаях ничего не передает, собственником остается тот же субъект. Долг – это состояние не только экономических; но и чисто человеческих отношений; это более широкое понятие, характеризующее обязанность вообще. Применительно к кредитной сделке речь должна идти не о должнике, а о заемщике.

    Исторически заемщиками были отдельные лица, испытывающие потребность в дополнительных ресурсах. С образованием банков происходит не только концентрация кредиторов, но и значительное расширение состава заемщиков. В современных условиях, помимо банков, заемщиками выступают предприятия, население и государство. Традиционно банки при этом становятся коллективными заемщиками, поскольку занимают не для себя, а для других.

    Особое место заемщика в кредитной сделке отличает его от кредитора.

    Во-первых, заемщик не является собственником ссужаемых средств, он выступает лишь их временным владельцем; заемщик пользуется чужими ресурсами, ему не принадлежащими.

    Во-вторых, заемщик применяет ссужаемые средства как в сфере обращения, так и в сфере производства (для приобретения материалов и расширения и модернизации производства). Кредитор же предоставляет ссуду в фазе обмена, не входя непосредственно в производство.

    В-третьих, заемщик возвращает ссужаемые ресурсы, завершившие кругооборот в его хозяйстве. Для обеспечения такого возврата заемщик должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить высвобождение средств, достаточных для расчетов с кредитором.

    В-четвертых, заемщик не только возвращает стоимость, полученную во временное пользование, но и уплачивает при этом больше, чем получает от кредитора, является плательщиком ссудного процента.

    В-пятых, заемщик зависит от кредитора, кредитор диктует свою волю. Экономическая зависимость от кредитора заставляет заемщика рационально использовать ссуженные средства.

    В мировой банковской практике отсутствует единая классификация банковских кредитов. Это связано с различиями в уровне развития банковских систем в разных странах, применяемых в них способах предоставления кредитов. Однако наиболее часто в экономической литературе встречается классификация кредитов по следующим признакам:

    – назначению (цели кредита);

    – сфере использования;

    – срокам пользования;

    – обеспечению;

    – способу выдачи и погашения;

    – видам процентных ставок.

    По назначению банковские кредиты могут быть разделены на следующие группы: промышленные, сельскохозяйственные, инвестиционные, потребительские, ипотечные.

    Промышленные ссуды предоставляются предприятиям и организациям на развитие производства, покрытие расходов по закупке материалов и т. п.

    Сельскохозяйственные ссуды предоставляются фермерским и крестьянским хозяйствам с целью содействия их деятельности по обработке земли, сбору урожая и т. п.

    Потребительские ссуды предоставляются физическим лицам на покрытие неотложных нужд, ремонт и покупку квартир, домов.

    Ипотечные ссуды выдаются под залог недвижимости с целью строительства, приобретения или реконструкции жилья.

    В зависимости от сферы использования банковские кредиты могут быть двух видов: ссуды для финансирования основного или оборотного капитала. В свою очередь, кредиты в оборотный капитал разделяют на кредиты в сферу производства и в сферу обращения.

    На современном этапе развития российской экономики наиболее привлекательными и, как следствие, наиболее распространенными являются кредиты, направленные в сферу обращения.

    По срокам пользования банковские кредиты бывают онкольные (до востребования) и срочными.

    Онкольные ссуды подлежат возврату в фиксированный срок после наступления официального уведомления от кредитора. В настоящее время подобные кредиты практически не используются в России, так как требуют стабильных условий на рынке ссудных капиталов.

    Срочные кредиты принято делить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В современном банковском деле преимущественно используются краткосрочные кредиты.

    По обеспечению кредиты подразделяются на необеспеченные (бланковые) и обеспеченные. Бланковые кредиты выдаются первоклассным заемщикам без использования какой-либо формы обеспечения возвратности кредита.

    Обеспеченные ссуды являются основной разновидностью современного банковского кредита. В зависимости от вида обеспечения их принято подразделять на залоговые, гарантированные и застрахованные.

    Подобная классификация банковских кредитов используется больше в теории банковского дела, чем на практике. В практической деятельности российских банков принято деление банковских кредитов в зависимости не от вида, а от качества обеспечения. В связи с этим принято выделять обеспеченные, недостаточно обеспеченные и необеспеченные кредиты.

    Обеспеченная ссуда – ссуда, имеющая обеспечение в виде залога в тех случаях, когда залог одновременно отвечает следующим требованиям:

    – его реальная (рыночная) стоимость достаточна для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, всех процентов в соответствии с договором, а также возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав;

    – вся юридическая документация в отношении залоговых прав банка оформляется таким образом, что время, необходимое для реализации залога, не превышает 150 дней со дня, когда реализация залоговых прав становится для банка необходимой.

    К категории обеспеченных ссуд относят ссуды, выданные под поручительство Правительства РФ, субъектов РФ, гарантию Банка России.

    Недостаточно обеспеченная ссуда – ссуда, имеющая обеспечение в виде залога, не отвечающего хотя бы одному из требований, предъявляемых к залоговому обеспечению по обеспеченной ссуде.

    Необеспеченная ссуда – ссуда, не имеющая обеспечения или имеющая обеспечение в виде залога, не отвечающего требованиям, предъявляемым к залоговому обеспечению по обеспеченным ссудам.

    По способу выдачи банковские кредиты могут быть поделены на кредиты, носящие компенсационный и платежный характер. Компенсационный кредит предполагает направление ссудных средств на расчетный счет заемщика с целью возмещения совершенных с нее расходов. Сущность платежного кредита состоит в том, что заемщик по мере необходимости предоставляет банку поступившие к нему расчетно-платежные документы и ссудные средства перечисляются непосредственно на оплату данных документов.

    По способам погашения банковские кредиты делятся на погашаемые единовременно и погашаемые в рассрочку. Погашаемые единовременным платежом, являются традиционной формой возврата краткосрочного кредита, поскольку удобны с позиции юридического оформления. Ссуды, погашаемые в рассрочку предполагают погашение кредита двумя и более платежами в течение всего срока кредитования. Конкретные условия возврата определяются в кредитном договоре и зависят от объекта кредитования кредита, инфляционных процессов и ряда других факторов.

    По видам процентных ставок банковские кредиты можно делить на кредиты с фиксированной или плавающей процентной ставкой. Ссуды с фиксированной процентной ставкой предполагают установление на весь период кредитования определенной в договоре процентной ставки без права ее пересмотра. В данном случае заемщик принимает на себя обязательство оплатить проценты по согласованной ставке вне зависимости от изменений на рынке капиталов. В российской практике банковского кредитования имущественно используются фиксированные процентные ставки. Кредитование с плавающей процентной ставкой предполагает использование процентной ставки, размер которой периодически пересматривается. В данном случае процентная ставка складывается двух составных частей: основной ставки, изменяющейся в зависимости от конъюнктуры рынка, и надбавки, являющейся фиксированной величиной и определяемой по договоренности ставок.

    По размерам принято деление банковских ссуд на мелкие, средние и крупные. В банковской практике не существует единого подхода к классификации кредитов по данному признаку. В России крупным считается кредит одному заемщику, превышающий 5 % капитала банка.

    9.3. Процесс кредитования хозяйствующих субъектов

    При организации кредитных операций усилия коммерческих банков направлены на то, чтобы избежать или хотя бы минимизировать возможные потери от неисполнения клиентами своих обязательств по кредитному договору. Этой цели подчинены действия сотрудников банка на всех стадиях кредитного процесса.

    Кредитный процесс – это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.

    Обычно выделяются следующие стадии (этапы) кредитного процесса:

    1) рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком;

    2) оценка кредитоспособности заявителя;

    3) изучение достаточности, приемлемости и ликвидности материальных и нематериальных ценностей в качестве обеспечения кредита;

    4) структурирование кредита и заключение кредитного договора;

    5) предоставление кредита;

    6) обслуживание кредита;

    7) погашение кредита.

    Этап 1. Рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком. Так называемая предварительная информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной заявке, а в основном пополняется и аргументируется клиентом в ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой. Методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе. Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых дл продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения получает заявление и расписывается в книге регистрации после чего определяется менеджер, ответственный за обслуживание клиента.

    При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т. е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики. В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомлении об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса.

    Этап 2. Оценка кредитоспособности заявителя. Данный этап начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно со службой безопасности оцениваются деловая репутация, кредитная история. Такие действия особенно важны, если клиент для банка новый либо обслуживается в другом банке. В случае кредитования клиента с длительной историей его взаимоотношений с банком, когда дополнительных сведений о репутации заемщика не требуется, менеджер по кредитам приступает к финансовому анализу. Источником информации для финансового анализа выступают данные бухгалтерской отчетности заемщика. На основании рекомендаций центрального банка по вопросам оценки кредитоспособности заемщика и используемой в банке методики расчета финансовых показателей оцениваются финансовое состояние и перспективы его изменения на период кредитования. Часто в банковской практике при оценке кредитоспособности в целом и финансового состояния в частности используются методики рейтинговой оценки, основной целью которых является унифицирование процедуры анализа и создание информационной базы для сравнения различных категорий заемщиков. Помимо количественного анализа финансовых коэффициентов все большее распространение в банковской практике кредитования получает качественный анализ уровня менеджмента на предприятии-заемщике, а также внешних рыночных факторов. Несомненно, два этих основных направления анализа не должны противопоставляться. Они призваны органично дополнять друг друга и усиливать обоснованность принятия решений по кредиту.

    Если результаты оценки кредитоспособности заемщика признаны удовлетворительными, менеджер по кредитам переходит к рассмотрению вопроса использования тех или иных форм исполнения обязательств по кредиту.

    Этап 3. Изучение обеспечения кредита. Основными формами исполнения обязательств по кредитам выступают: залог материальных и нематериальных ценностей, финансовые гарантии правительства, предприятий и организаций, поручительства частных лиц.

    К видам залогового обеспечения, принимаемым кредитным подразделением, относятся: залог товаров, внеоборотных активов, недвижимости, ценных бумаг, валютной выручки, депозитных вкладов, прав собственности.

    В качестве гаранта по кредитной сделке могут выступать правительства, если речь идет о кредитовании проекта государственного значения, предприятия и организации (например, страховые компании, банковские учреждения и др.). Менеджер по кредитам проверяет наличие гаранта в списке организаций-гарантов, утвержденном кредитным комитетом. При отсутствии гаранта в списке менеджер по кредитам готовит заключение о кредитном рейтинге организации-гаранта и обращается в кредитный комитет с вопросом о приемлемости такой гарантии. При положительном решении кредитного комитета гарантия ставится на учет в банке. В случае недостаточности суммы гарантии или ее неприемлемости вообще кредитный работник сообщает об этом потенциальному заемщику и требует дополнительного обеспечения.

    Поручительство частных лиц как форма исполнения обязательств по кредиту чаще всего используется при кредитовании населения. В практике кредитования одновременно могут применяться различные формы исполнения обязательств по кредиту (например, залог имущества может быть усилен поручительствами частных лиц или гарантия может сопровождаться предоставлением залога). Оценка залога производится экспертом соответствующего кредитного подразделения банка, чаще всего службы по оценке залога. После заключения эксперта о приемлемости залога или других форм исполнения обязательств по кредиту менеджер по кредитам приступает к этапу структурирования кредита и подготовки кредитного договора.

    Этап 4. Структурирование кредита и заключение кредитного договора. Кредитный договор может быть заключен в виде договора о кредитной линии, когда заемщик кредитуется достаточно продолжительный период отдельными траншами в пределах установленного лимита и стандартного, не связанного с другими обязательствами кредитного договора. Процесс подготовки кредитного договора предполагает достижение согласия между субъектами кредитной сделки (кредитором и кредитополучателем) по следующим принципиальным вопросам: объекту кредитования, цели кредитования, размеру кредита, срокам кредитования и погашения кредита, процентной ставке за пользование кредитом, обеспечению кредита, ответственности сторон за невыполнение договорных обязательств экономическим санкциям со стороны банка за нецелевое использование кредита.

    Проекты кредитного договора, договора залога и других сопроводительных документов передаются для согласования в юридическую службу юристу кредитного подразделения. Работа юриста проводится с целью выяснения и подтверждения соответствия формы и содержания представленных документов действующему законодательству, правоспособности заемщика, правомочности сотрудников кредитных подразделений, подписавших документы по кредитной сделке. Специалист юридической службы визирует документы или возвращает их на доработку менеджеру по кредитам. Затем в зависимости от уровня делегирования полномочий менеджер по кредитам либо самостоятельно принимает решение о приемлемости кредита и подписывает кредитный договор у начальника кредитного подразделения, либо представляет подготовленные документы на рассмотрение кредитного комитета. Последний принимает окончательное решение, санкционируя выдачу кредита, отправляя документы на доработку или отказывая в предоставлении кредита. Если принято положительное решение, менеджер по кредитам приступает к следующему этапу кредитного процесса.

    Этап 5. Предоставление кредита. Предоставление кредита сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный.

    При предоставлении кредитов в оборотные (текущие) активы, как правило, используются отдельные ссудные счета. В банке по месту получения кредита заемщику открывается один или несколько ссудных счетов в зависимости от количества объектов кредитования. В данном случае заемщик может обслуживаться в одном банке, а получать кредит в другом. При этом банк, дающий кредит, уведомляет банк, в котором открыт текущий счет кредитополучателя, о размере и сроках погашения кредита.

    Возможен также вариант открытия специального ссудного счета, который не дает кредитополучателю возможности обслуживаться в разных банках. Специальный ссудный счет может быть открыт только в банке по месту нахождения текущего счета заемщика. Кредитование по специальному ссудному счету разрешается обычно предприятиям, занимающимся розничной и оптовой торговлей товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения.

    Кредит по контокоррентному счету предоставляется для обслуживания текущей производственной деятельности, осуществления всех видов товарных и нетоварных платежей с использованием различных форм расчетов. Контокоррентный счет представляет собой единый активно-пассивный счет, на котором отражаются все потоки денежных средств: поступления и платежи. Он открывается клиентам, на протяжении длительного времени обслуживающимся в банке и отличающимся высокой кредитоспособностью и значимостью для данного учреждения. Дебетовое сальдо по контокоррентному счету характеризует долг банку или задолженность по ссуде, а кредитовое сальдо – поступление средств, ресурсов или задолженность банка перед клиентом.

    После определения вида ссудного счета менеджер по кредитам готовит и направляет в операционный отдел распоряжение на открытие ссудного счета и выдачу кредита. Кредитный процесс переходит на новый этап обслуживания уже предоставленного кредита.

    Этап 6. Обслуживание кредита. Часто финансовые возможности заемщика и уровень риска кредитной сделки меняются за период от предоставления ссуды до окончательного ее погашения. Поэтому процедура обслуживания кредита направлена в первую очередь на осуществление менеджером по кредитам контрольных функций. Различают следующие направления контроля:

    – за целевым использованием кредита;

    – достаточностью обеспечения кредита;

    – своевременным погашением основного долга и процентов;

    – платежными документами заемщика.

    Менеджер по кредитам обеспечивает также наблюдение за финансовым состоянием заемщика и тенденциями к его изменениям, периодически анализирует кредитоспособность клиента, совместно с кредитополучателем обсуждает в случае необходимости вопросы изменений и дополнений к кредитному договору, касающиеся изменения процентных ставок, пролонгации кредита и т. д., ведет кредитное досье заемщика, пополняет его новой документацией, обеспечивает надежность хранения и коммерческую тайну. Все эти меры направлены на успешное завершение сделки погашение кредита.

    Этап 7. Погашение кредита. Переход к последнему этапу и успешное окончание кредитного процесса возможны только при правильной организации всех предыдущих этапов. Большинство кредитов погашаются своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями кредитного договора. Вместе с тем в среднем около 15 % банковских ссуд становятся проблемными с точки зрения возможности их возврата. Поэтому если заемщиком нарушены сроки погашения кредита, менеджер по кредитам приступает к процедуре востребования непогашенных процентов и основного долга. Открываются счета просроченных ссуд, оформляются инкассовые распоряжения, обсуждаются меры воздействия на заемщика совместно с юридической службой и службой безопасности. Конечной целью кредитных подразделений банка является обеспечение возврата ссуженных средств и запланированной доходности вложений.

    Организация работы по долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов происходит в рамках описанного кредитного процесса и не может коренным образом отличаться от краткосрочного кредитования. Вместе с тем существуют определенные специфические особенности, вызванные главным образом более высоким уровнем риска кредитования и необходимостью отвлечения банковских ресурсов на продолжительное время. При этом достаточно сложно встретить два похожих друг на друга инвестиционных проекта. Каждый из них требует индивидуального подхода, учитывающего особенности планирования бизнеса, государственного регулирования инвестиционной деятельности и др.

    Таким образом, традиционно отдел (сектор) кредитования в коммерческом банке:

    – принимает участие в формировании резерва на возможные потери по ссудам, находящимся в компетенции отдела; осуществляет классификацию ссудной задолженности, находящейся в ведении отдела; контролирует полноту и правильность создания резерва на возможные потери по ссудам в отделениях области;

    – осуществляет методологическое и информационное обеспечение кредитующих отделений области (методическими, нормативными, инструктивными и аналитическими материалами) по всем основным направлениям деятельности отдела;

    – контролирует работу отделений области по кредитованию юридических и физических лиц и финансированию проектов, в том числе путем проведения целевых проверок на местах, а также проведения аттестаций сотрудников кредитных служб отделений области;

    – принимает участие в организации мероприятий по повышению квалификации сотрудников отделений области;

    – формирует статистическую и иную установленную отчетность по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

    В области проведения кредитных операций:

    – в рамках установленных лимитов осуществляет следующие виды кредитования: на пополнение собственных оборотных средств и финансирование расходов по основной производственной деятельности; коммерческих операций клиентов отделения; коммерческих программ и контрактов клиентов отделения, субфедеральных и муниципальных программ; внешнеторговых операций, в том числе использования аккредитивной формы расчетов, а также вексельное, овердрафтное, межбанковское кредитования под обеспечение, кредитование физических лиц;

    – проводит экспертную оценку целесообразности предоставления кредитов, выдачи банковских гарантий и в других случаях, требующих утверждения предложений отделений области соответствующим коллегиальным органом территориального банка.

    В области инвестиционного кредитования и проектного финансирования:

    – изучает региональные рынки и формирует отраслевые и региональные приоритеты для инвестиционного кредитования и проектного финансирования, совершенствует критерии отбора проектов;

    – проводит поиск, экспертизу и отбор инвестиционных проектов, наиболее полно отвечающих критериям и приоритетам инвестиционной политики банка, готовит заключения для соответствующего коллегиального органа территориального банка;

    – по решению кредитно-инвестиционного комитета осуществляет средне– и долгосрочное кредитование в рублях и иностранной валюте инвестиционных проектов корпоративных клиентов отделения банка при обеспечении приемлемого для территориального банка уровня кредитных рисков;

    – обеспечивает реализацию лизинговых сделок;

    – проводит сопровождение инвестиционных проектов в течение всего срока действия кредитных договоров.

    Традиционная схема организации работы банков по обслуживанию клиентов – потенциальных кредитополучателей долгое время строилась как «многоконтактная» модель сотрудничества клиента с различными кредитными подразделениями в банке.

    В такой модели процедуры принятия заявки на кредит, анализа кредитоспособности, подготовки кредитного договора, контроля за проведением платежей и погашением кредита, а также другие функции выполняются разными специалистами банка. В результате, с одной стороны, утверждается принцип функциональной специализации кредитных подразделений, а с другой – увеличивается количество согласований, растут операционные расходы, теряется оперативность принятия решений по различным вопросам кредитования. С точки зрения удобства для клиента такая схема не всегда является предпочтительной для использования, особенно в крупных банках, обладающих значительными финансовыми возможностями и разнообразной клиентурой. Клиент банка, особенно корпоративный заемщик, страдает в этом случае от необходимости контактов с множеством сотрудников банка на разных уровнях управления: от банковского служащего, принимающего кредитную заявку, до менеджеров высшего управленческого звена.

    В качестве альтернативы может применяться механизм «уполномоченного менеджера по кредитам», или, другими словами, схема одноконтактного обслуживания клиента банка.

    Такой механизм обычно используется, если этапы бизнес-процесса сложны и их не удается объединить силами небольшой команды в рамках одного функционального подразделения банка. Уполномоченный кредитный менеджер обеспечивает единую «точку контакта» между клиентом-кредитополучателем и банком и является центральным звеном в цепочке подразделений, ответственных за его обслуживание. Чтобы выполнить эту роль на высоком профессиональном уровне, менеджер по кредитам должен быть способен отвечать практически на любые вопросы клиента без обращения к другим должностным лицам банка. По сути, менеджер ведет себя с клиентом так, как если бы он отвечал за все обслуживание этого клиента.

    9.4. Международный кредит: сущность, функции, основные формы

    Международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. Выполняя взаимосвязанные функции, международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.

    Функции международного кредита:

    1) перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует постепенному сближению процентных ставок в России и в развитых странах Запада;

    2) экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей;

    3) ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов;

    4) регулирование экономики.

    Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение этой объективной границы порождает проблему урегулирования внешней задолженности стран-заемщиц, в числе которых развивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточной Гвропы и т. д.

    Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран, с одной стороны, и конкурентной борьбы – с другой.

    Классификация форм кредита осуществляется:

    по назначению:

    – коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;

    – финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведен ния валютной интервенции центральным банком;

    – промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, инжиниринг);

    видам:

    – товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа);

    – валютные (в денежной форме);

    технике предоставления:

    – наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика;

    – акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком;

    – депозитные сертификаты;

    – облигационные займы, консорциональные кредиты и др.;

    валюте займа:

    – международные кредиты в валюте либо страны-должника, либо страны-кредитора, либо третьей страны, либо в международных валютных единицах;

    срокам:

    – краткосрочные кредиты (от одного дня до одного года, иногда до восемнадцати месяцев);

    – среднесрочные (от одного года до пяти лет);

    – долгосрочные (свыше пяти лет);

    обеспечению:

    – обеспеченные;

    – бланковые.

    В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Бланковый кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок;

    категории кредитора:

    – фирменные (частные);

    – банковские;

    – брокерские;

    – правительственные;

    – смешанные, с участием частных предприятий (в том числе банков) и государства;

    – межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх