• 4.1. Основные формы представительства трудящихся[33]
  • 4.2. Роль государства в регулировании трудовых отношений[34]
  • 4.3. Организация оплаты труда во Франции[35]
  • 4.4. Порядок выплаты заработной платы во Франции[36]
  • Глава 4. Система оплаты труда во Франции

    4.1. Основные формы представительства трудящихся[33]



    Формирование и развитие трудовых отношений во Франции происходит в рамках хорошо структурированных отношений между представителями трудящихся и предпринимателей, при участии государства. Однако содержание, формы и методы ведения переговоров менялись в зависимости от объективных и субъективных факторов.

    Ныне, в условиях развития интеграционных процессов, структурных и технологических преобразований в экономике внедрения современных систем организации труда и методов управления, установление новых акцентов в договорных отношениях социальных партнеров рассматривается как объективная необходимость и для повышения эффективности экономической деятельности, и для учета интересов работников.

    Новая система организации труда должна предусматривать расширение сферы участия наемных работников в управлении трудовым процессом, как на уровне рабочего места, так и в масштабах предприятия, компании. Кроме того, в ее рамках присутствует разделение властных полномочий, контроля и ответственности между администрацией и рядовыми работниками. В настоящее время на отдельных предприятиях уже введены гибкие формы организации труда, которые включают ротацию работ, автономные или полуавтономные рабочие группы (бригады, кружки качества), а также мероприятия в рамках программы повышения качества трудовой жизни. Это новые системы оплаты труда (отказ от практики жесткого фиксированной заработной платы, ее индексации), предоставление работникам информации о положении дел на предприятии. В результате профсоюзы столкнулись с целым комплексом экономических проблем и с необходимостью решить их без ущемления основных интересов лиц наемного труда.

    Так, чрезмерный учет профсоюзами экономических факторов, способствующих увеличению эффективности производства, приводит к ухудшению условий труда и оплаты занятых работников.

    В настоящее время такое положение наблюдается практически во всех развитых странах. С осуждением подобной тенденции выступила Международная организация труда. В конечном итоге корпоративные интересы и эффективность не могут быть единственным ориентиром на коллективных переговорах – главное должно быть гуманных условий труда и уважению человеческого достоинства.

    Во Франции отношения предпринимателей и профсоюзов достаточно жестко регулируются законодательными нормами, которые постоянно корректируются, а также коллективными договорами. Однако при решении возникающих проблем по-прежнему многое зависит от положения данной профсоюзной организации на предприятии, от поддержки ее рядовыми членами профсоюза. До настоящего момента французские профсоюзы не смогли выдвинуть такие платформы требований и действий, которые способствовали бы улучшению положения трудящихся в условиях проходящих структурных и технологических преобразований. Утратив традиционную социальную базу на крупных предприятиях обрабатывающей, добывающей и машиностроительной промышленности, профсоюзы не смогли в полной мере адаптироваться в высокотехнологических секторах и в быстроразвивающейся сфере услуг. В высокотехнологических секторах антипрофсоюзная политика части патроната находит опору у занятых здесь работников, довольных содержанием и оплатой труда. Парадоксально, но спад профсоюзного движения отчасти стал результатом значительных успехов в формировании детально проработанного трудового законодательства и возможности представителей профсоюзов участвовать в принятии решений на высшем уровне. Произошедшие политические изменения в Европе – Падение Берлинской стены и развал СССР – нанесли значительный удар по идеологической платформе крупнейшего профсоюза Франции – Всеобщей Конфедерации труда.

    В 90-х годах французские профсоюзы насчитывали лишь половину состава середины 70-х годов. В то же время проводимые в стране опросы общественного мнения постоянно показывают, что трудящиеся по-прежнему видят в профсоюзах защитников своих интересов. По данным опроса 19996 г. 49% французов были убеждены, что по ряду вопросов позиции трудящихся и предпринимателей прямо противоположны. Более половины опрошенных (52%) считают, что профсоюзы должны иметь больше влияния на предприятия, по мнению 18% это влияние ограничено, по мнению 23% его не должно быть во все. Усилия влияния профсоюзов требуют работники государственного сектора (59%), рабочие (57%), служащие (53%) и молодые люди (53%). Основные задачи профсоюзов в работе на предприятиях они видят в защите занятости (57%), в улучшении условий труда (44%), в повышении покупательной способности (35%) и в профессиональном образовании (30%). Вместе с тем 70% опрошенных работников готовы откликнуться на призывы профсоюзов начать забастовку, но только 40% из них готовы стать членами профсоюза.

    В настоящее время во Франции на национальном уровне выступают пять представительных профсоюзов: Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ), «Форс увриер», Французская конфедерация христианских трудящихся (ФКХТ), Всеобщая конфедерация кадров (ВКК). В число ведущих профцентров входит профсоюз служащих – Федерация национального образования (ФНО). Кроме перечисленных, на уровне отдельных предприятий и отраслей действовали до 90-х годов профсоюзы: Национальная конфедерация руда (профорганизация левацкого направления), автономная конфедерация труда, конфедерация профсоюзов, например профсоюзы на предприятиях автомобильных компаний «Ситроен» и «Тальбо».

    В начале 90-х годов в результате раскола крупных профобъединений (ФНО, ФДКТ и ВКТ) образовались многочисленные автономные профсоюзы – Конфедерация профсоюзов французских медиков, Всеобщая федерация профсоюзов работников полиции, Всеобщая федерация работников транспорт и обслуживающего персонала, Профсоюз преподавателей, Всеобщий профсоюз работников национального образования, Национальный профсоюз преподавателей физики, Национальный профсоюз преподавателей 2-й ступени, Национальный профсоюз высшего образования, национальный профсоюз учителей, Национальный профсоюз журналистов, Национальный профсоюз таможни и др. В 1993 г. некоторые вновь появившиеся профсоюзы объединялись и организовывали Национальный союз автономных профсоюзов, а некоторые из них сблизились с крупными профобъединениями (Всеобщий профсоюз национального образования с ФДККТ, Всеобщая французская конфедерация работников сфер управления с ВКК и т.д.), что позволило им приобрести статус представительного профсоюза, иметь возможность вести коллективные переговоры с администрацией и участвовать в выборах в другие представительные рабочие органы от имени трудового коллектива. Следует отметить, что большинство образовавшихся в последние годы автономных профсоюзов нельзя отнести к «хозяйским», т.е. зависимым от администрации или предпринимателей.

    Появление множества мелких профсоюзов. Представляющих чаще всего отдельные категории трудящихся, свидетельствует о серьезном кризисе профсоюзного движения во Франции, о несостоятельности ведущих профобъединений, их неспособности разрабатывать контрпроект происходящим изменениям в социальной области. Противостоять массовым сокращениям персонала и влиять на условия увольнения работников (не удовлетворяющие их размеры предоставляемых пособий, неиспользованная возможность переквалификации).

    Отношения ведущих представительных профобъединений далеки от согласия. До начала 90-х годов главная линия размежевания профдвижения лежала между ВКТ, находившейся под сильным влиянием компартии, и остальными профцентрами, прежде всего ФДКТ и «Форс увриер».

    В последние годы наметившийся поворот практически всех ведущих профсоюзов в сторону реформизма (в том числе и ВКТ) не привел к разработке общих программ решения возникающих проблем как на национальном уровне (например, проблема безработицы), так и на уровне предприятий (увеличение индивидуальных контрактов, возможность объединений различных категорий работников и др.). По-настоящему крупных выступлений на национальном уровне, которые поддержали бы большинство ведущих профсоюзов, было немного. Наиболее заметны массовые действия трудящихся против реформы социального страхования. Они состоялись в 1995 г.

    Отсутствие общих программ действий привело к падению популярности средств трудящихся практически всех профобъединений. По данным самих конференций, численность членов профсоюзов с середины 70-х до конца 90-х годов, как было сказано выше, сократилась: в ВКТ с 1 млн. 800 тыс. до 647 тыс. чел., в ФНО с 237 тыс. до 184 тыс., в ВКК с 165 тыс. до 135 тыс., в ФДКТ с 737 тыс. до 701 тыс. Увеличение наблюдалось лишь в «Форс увриев» с 458 тыс. до 1 млн. 45 тыс. и в ФКХТ с 96 тыс. до 250 тыс. человек. Однако, по данным опроса общественного мнения, действия профсоюзов находят понимание у трудящихся. Так, ВКИ, ФДКТ и «Форс увриер» поддерживает каждый третий занятый работник, ФКХТ и ВКК – один из пяти. Каждый профсоюз имеет свою зону влияния. ВКТ пользуется большой популярностью в государственном секторе и среди отдельных категорий работников, ФДКТ – среди научно-технических рабочих и служащих, «Форс увриер» – среди относительно небольших групп всех категорий занятых. Опрос также выявил стремление трудящихся к совместным действиям профсоюзов. Так, на уровне предприятий 70% опрошенных работников считают, что профсоюзам следует выдвигать единые требования, 72% полагают. Что требования должны быть на национальном уровне, а 58% опрошенных выступили за объединение всех профсоюзов.

    Французское законодательство в достаточной мере обеспечивает возможности действие профсоюзов, которые они в состоянии реально увеличить совместной деятельностью. Приятые в 1982 в период пребывания у власти правительства социалистов законы создавали благоприятные юридические основ для развития деятельности профсоюзных секций на предприятиях независимо от их масштабов. Кроме того, были расширены права самих профсоюзов. Среди них право контракта с представителями вышестоящих органов на самом предприятии без предварительного согласования с администрацией, право собирать профсоюзные взносы в рабочее время, свобода в выборе материалов для профсоюзной печати. Возможность приглашать на собрания работников, не состоящих в профсоюзах.

    Каждый профсоюз, создавший свою секцию на предприятии с числом занятых не менее 50 человек, назначает одного или нескольких профсоюзов делегатов, которые представляют эту секцию руководству предприятия. В их обязанности входит ведение переговоров и заключение коллективных договоров. Для осуществления своих полномочий профделегаты могут вступать в контакты со своими работниками (при условии, что они не мешают им выполнять работу). Каждый профделегат располагает определенным временем для осуществления своих функций: 10 часов в месяц на предприятиях и учреждениях, в которых работает от 50 до 150 человек; 15 часов в месяц на предприятиях. Где занято от 151 до 500 работников; 20 часов – на предприятиях с числом работающих более 500 человек. В некоторых случаях это время может быть увеличено. Время, отведенное на профсоюзную работу, рассматривается как рабочее и оплачивается в обычном порядке.

    Принятые законы предусматривают проведение ежегодных переговоров на предприятиях с числом занятых более 50 человек по вопросам, касающимся оплаты труда и продолжительности рабочего времени. Профсоюзы, собирающиеся на выборах более 505 голосов трудового коллектива, получают право вето в тех случаях, когда предприниматель нарушает положения коллективного договора. В конце 90-х годов наиболее сильные позиции в ведущих отраслях среди представительные профобъединений занимали в промышленности: ВКТ– 40, 7% Всех секций; ФДКТ – 22,3%, «Форс увриер» – 21,3 %; в торговле: ВКТ– 32,8 %; ФДКТ– 24,7 % и «Форс увриер»– 23,3%.

    Во Франции существуют еще две формы представительства трудящихся. Это делегаты персонала и комитеты предприятий. Делегаты персонала избираются всем трудовым коллективов на предприятиях и учреждениях, где заняты свыше 10 работников. Выборы проводятся по спискам, составленным представителями профсоюза предприятия сроком на один год. В функции делегатов персонала входит доведение до сведения администрации индивидуальных и коллективных требований трудящихся по ряду вопросов (охрана труда, продвижение по службе, улучшение условий труда и т.д.), а также передача в инспекцию по труду жалоб и замечаний относительно соблюдения законов и правил. Кроме того, они могут участвовать в переговорах с администрацией по определенным вопросам. Для выполнения предусмотренных обязанностей делегатам персонала предоставляется не менее 15 оплачиваемых часов в год. Администрация предприятия обязана предоставлять им помещение для работы и проведения собраний.

    Комитеты предприятий создаются на промышленных, торговых предприятиях и учреждениях с числом занятых не менее 50 человек. Они действуют на двусторонней основе и возглавляют их руководители предприятий или его представители. Трудящиеся в совет предприятия избираются по спискам профсоюзов сроком на два года. Каждая профсоюзная организация на предприятии может назначить своего представителя в комитет из числа профсоюзных делегатов, которые присутствуют на заседаниях комитета с правом совещательного голоса. В 1995 г. на выбор в комитет предприятия наибольшее число мандатов получила ФДКТ – 20,5 %, ВКТ – 19,7%. «Форс увриер»– 12,3 %, но почти треть (29, 9%) мандатов досталось работникам, не состоящим в профсоюзе.

    Комитет предприятия выражает коллективные интересы всех занятых в нем работников. Администрация обязана предоставить в его распоряжение экономическую информацию, консультироваться с ним по вопросам организации труда и управления, а также по общей деятельности предприятия. Комитет имеет право на получение информации по общим вопросам условий труда, связанным с изменениями организации производства. Он создает комиссии по гигиене труда и технике безопасности.

    В ведении комитетов предприятия находятся все социальные и культурные учреждения. По закону 1982 г. администрация обязана была выплачивать комитету сумму равную 0,2 % общего фонда заработной платы, что существенно укрепило его финансовую базу. Закон предусматривает также пятидневный отпуск членам комитета для повышения экономического образования. Они могут быть уволены только с разрешения государственного инспектора по труду. Однако в случае серьезных нарушений администрация имеет право временно отстранять их от работы.

    В рамках всей компании функционируют объединенные комитеты предприятий компании. В случае необходимости члены комитетов могут обращаться за консультацией к экспертам, в особенности по вопросам увольнений и технологических нововведений. Законы принятые 80-х годов в период пребывания у власти социалистов, значительно расширились полномочия всех органов рабочего представительства. В результате комитеты предприятий получают от администрации достаточно большой объем информации. Однако консультации с ними на многих предприятиях часто носят формальный характер. Проведенное в 90-х годах обследование около 1 тыс. комитетов предприятий показало, что их мнение не имел существенного значения для администрации в 60 % случаев.

    С середины 90-х годов во Франции предпринимаются попытки усилить влияние комитетов предприятий. Так, в 1995 г. в результате соглашения, подписанного тремя профобъединениями страны и национальной организацией французских предпринимателей, комитетам разрешается вести переговоры и подписывать коллективные соглашения на предприятиях. Где отсутствуют профсоюзные секции. Однако эти соглашения должны быть одобрены отраслевой комиссией по коллективным договорам.

    Среди органов рабочего представительства все большее значение приобретает деятельность экономических комиссий. Последние создаются комитетами на предприятиях с числом занятых более 2 тыс. человек. По существу это единственная структура в рамках компании. Где предприниматели (администрация) и наемные работники могут вместе обсуждать экономические проблемы и их социальные последствия, т.е. вопросы. Входящие в компетенцию органов экономического управления предприятием. Однако на практике она становиться консультативно-информационным органов, главная задача которого сводится к гласности и улучшению качества информации. Что касается участия трудящихся в работе высших органов управления компании – административных советов, то оно развито слабо и основном. По мнению французских исследователей, сводится к получению большей информации.

    В целом во Франции се звенья рабочего представительств стали неотъемлемым элементом системы отношений трудового коллектива с предпринимателями (администрацией).

    В настоящее время организации французских предпринимателей имеют разнообразную структуру и всесторонне учитывают профессиональную деятельность своих членов, что позволяет успешно защищать экономические интересы всех предпринимателей во время переговоров с правительством. Добиваться принятия необходимых законов и постановлений, а также проводить свои решения в сфере социальной политики через систему коллективных договоров. Которые во Франции являются одной из основных форм взаимоотношений предпринимателей (администрации) и профсоюзов. Становление коллективных отношений началось в стране в 1918 г. Однако становление их современной структуры произошло во второй половине 60-х годов, когда под влиянием конкуренции как в внутри страны. Так и вне ее, прежде всего в рамках Общего рынка, началась перестройка всей экономики. В этот период остро встали проблемы переобучения рабочих устаревших профессий, трудоустройства молодежи, работников старших возрастов. Вместе с тем сравнительно высокие темпы роста промышленного производства обеспечивали постепенное повышение жизненного уровня трудящихся. В последующие годы под ударами экономических кризисов, нарастающей инфляции, массовой безработицы положение трудящихся явно ухудшилось. По стране прокатилась волна забастовок. Выступления рабочих создали благоприятную почву для принятия новых законов в этой области. Законы (1982-1983 гг.) значительно упростили практику заключения договоров, создали возможность вовлечения в сферу их действия большого числа трудящихся.

    На национальном уровне за деятельностью предпринимателей и профсоюзов в системе коллективно-договорной практики наблюдает национальная комиссия по коллективным договорам. Законодательство устанавливает возможность распространения министром труда договоров по вопросам прав профсоюзов и других рабочих. Условий найма и увольнения, оплаченных отпусков. Профессиональной подготовки, особых условий труда женщин. Подростов, частично занятых и временных работников, а также процедур рассмотрения коллективных конфликтов. Порядка внесения изменений и расторжения коллективных договоров. Вместе с тем, министр труда имеет право исключать из договора некоторые пункты по соображениям «экономической конъюнктуры», например «замораживание» заработной платы и др.

    Ныне в действующем законодательстве о коллективно-договорной практике окончательно определены уровни. На которых могут заключаться договоры: национальный (включая межпрофессиональный), региональный, локальный (в пределах департамента или района), отраслевой, заводской. Национальные, региональные и отраслевые коллективные договоры заключаются Национальным советом французских предпринимателей с федерациями представительных профсоюзов. Переговоры и подготовку текста договора осуществляют отраслевые паритетные комиссии из представителей предпринимателей и профсоюзов. Эти же комиссии следят за выполнением договора и разбирают конфликты, возникающие вследствие нарушения обязательств той или иной стороной. На уровне предприятия коллективный договор заключается предпринимателей (администрацией) и делегатами профсоюзов (в отдельных случаях членами комитета предприятия). Так, в 1998 г. делегаты профсоюзов подписали 88,8% всех колдоговоров на предприятиях. ВКТ в ходе переговоров часто вносит свои предложения и не идет ни на какие компромиссы. В результате ее представители не визируют около41% всех договоров в отличие от профсоюзных делегатов ФДКТ, которые ставят свою подпись более под 60% договоров.

    По данным Министерства занятости и социальных дел, 1998 г. колдоговоры были подписаны на 7592 предприятиях и регламентировали условия труда 3,5 млн. работников (против 3,3 млн. в 1993 г.). Увеличение числа работников, охваченных действием колдоговорной системы, связано с тем, что в колдоговорной процесс больше вовлечено работников мелких и средних предприятий. Подавляющая часть вопросов коллективных переговоров касалась оплаты труда, режима рабочего времени, занятости, прав профсоюзов, профессиональной подготовки и условий труда.

    Наиболее непреклонны позиции отдельных профсоюзов по вопросам занятости и системы оплаты труда. Например, если, ФДКТ и ВКК разделяют стремление предпринимателей улучшить количественный и качественный состав работников, отзываются на нужды предприятия и лишь пытаются смягчить последствия потери работы для увольняемых работников, то ВКТ, как правило, выступает против сокращений или требует трудоустройства увольняемых работников, подчеркивая неблагоприятную ситуацию в стране с занятостью. Действительно, по данным национальной статистики в течение последних лет уровень безработицы в стране составлял 10-11% и только в начале 2002 г. снизился 7,6 %.

    В настоящее время важной тенденцией в регулировании условий труда и его оплаты предприниматели считают внедрение трудовых контрактов индивидуального характера, последние отражают условия труда и нормы, зафиксированные в национальных законах и декретах. Коллективные договоры и соглашения могут их улучшать в пользу работников за счет средств предпринимателей, поэтому последние предпочитают более широкое применение индивидуальных контрактов. Однако отметить. Что не все индивидуальные контракты ухудшают социальный и материальный статус работника по сравнению с общим коллективным соглашением, но они, безусловно, создают трудности для подписания колдоговора на предприятии.

    Во Франции процесс перехода к новым системам организации труда и управления в разные годы проходил с разной степенью интенсивности, но всегда инициатива исходила от предпринимателей. К 90-м годам были заложены основы политики предпринимателей по управлению человеческими ресурсами. Ныне она представляет развернутую программу действий, которая включает следующие стратегические направления: основные моменты ее развития (производственное обучение, должностной рост создание атмосферы доверия как между работниками, так и последних с администрацией); комплексную систему мер по активизации человеческого фактора (улучшение условий труда, повышение его содержательности, материальное стимулирование); поощрения инициативы трудящихся в решении производственных задач, особенно на рабочем месте; развитие заинтересованности трудящихся в успешной работе предприятия в целом (система социальных бенефиций, продажа акций предприятия по льготным ценам).

    Основные законы во Франции, обеспечивающие функционирование системы финансового участия. Были приняты в 1959-1967 гг. последующие законы (1986. 1990, 1993 19994 гг.), которые расширили масштабы охвата новых категорий трудящихся. По закону 1994 г. реализация системы участия в прибылях стала обязательной для предприятий с числом занятых свыше 50 человек, в то время как ранее охватывались предприятия, на которых работали более 100 человек. При этом система участия в доходах осуществляется только на основе соглашения, заключенного администрацией с профсоюзами или комитетом предприятия.

    Вместе с тем в программе достаточно четко прослеживается линия ограничения сферы участия трудящихся в управлении, особенно в экономической области, при этом акцент всему трудовому коллективу делается на расширение информации о положении дел на предприятии. В целом процесс перехода к новой системе организации труда и управления с участием представителей органов рабочего коллектива проходит крайне неравномерно по отдельным отраслями и компаниям ввиду неоднородности технической оснащенности производства и сохраняющей оппозиции со стороны части предпринимателей и менеджмента, стремящихся ставить за собой абсолютное право управления во всех звеньях производства.


    4.2. Роль государства в регулировании трудовых отношений[34]


    В большинстве европейских стран формирование социальной политики происходит при непосредственном участии государства. Однако степень его вмешательства различна. В 90-е годы в европейской общественной мысли появились теории, отстаивающие необходимость уменьшения регулирующей роли государства. Тем не менее, многие ученые и общественные деятели, особенно во Франции, подчеркивают, что отход от «всепроникающей» роли государства не означает отказа от его контролирующих функций, базирующихся на законе. Трудности с принятием нового понимания роли государства во французском общественном сознании связаны с традиционной его активностью, которую оно играло в социальной политике на протяжении ХХ века. Изучение различных этапов формирования многоступенчатой и разносторонней социальной инфраструктуры, включающей систему социальной помощи наиболее неимущим слоям, а также весь обширный комплекс социальных услуг (здравоохранение, общее и профессиональное образование, пенсионное обеспечение и т. п.) показывает, что эта инфрастуктура в значительной степени является результатом целенаправленной деятельности государства, привлекающего к решению социальных проблем представителей ведущих профсоюзных объединений и предпринимателей.

    В основе социальной политики во Франции лежит принцип партнерства, который предполагает постоянный диалог социальных партнеров. Механизм его реализации на высших уровнях власти – это активное сотрудничество трех сторон: представителей предпринимателей, профсоюзов и государства, которое стремиться быть не столько участникам переговоров, сколько его инициатором. На практике это выражается в личных встречах руководителей профцентров и ассоциацией предпринимателей с государственными чиновниками, в подписании ими различных общенациональных пактов. Консультативная система современного трипартизма предусматривает привлечение профсоюзов и предпринимателей к решению проблем, возникающих в кризисных фазах развития общества. На современном этапе такой проблемой стала безработица. Так, после согласования позиций с представителями предпринимателей и профсоюзов были приняты законодательные меры по защите увольнений, оказана финансовая поддержка отдельным отраслям и компаниям, отказавшимся от увольнений, выделены субсидии на досрочный выход на пенсию и частичную занятость, а также на переподготовку и предоставление безработным новых мест.

    Одним из путей создания рабочих мест государство видит постепенное сокращение продолжительности рабочего времени. По проведенным расчетам продолжительность рабочего времени за последние 100 лет в стране сократилась наполовину. В развитие этой тенденции с 1 января 2002 г. на всех предприятиях Франции установлена 35-часовая рабочая неделя. Правда, французские специалисты подсчитали, что ее введение при условии уменьшения зарплаты и реорганизации производства сократит не более одного процентного пункта безработицы, на предприятиях в первую очередь пострадают наименее квалифицированные работники.

    С начала 90-х годов государство активно использовало налоговую политику как инструмент для распространения частичной или неполной занятости. С 1992 г. предпринимательский налог в случае занятости работников менее 32 часов в неделю был сокращен на 30%, в результате 16 % из них имели неполный рабочий день. В последующие годы занятость при неполном рабочем дне повысилась до 40%. По мнению Ж. Буассона (председатель рабочей группы «занятость и труд до 2015 г» генеральной плановой комиссии Франции), предпочтительнее иметь растущую долю занятых в течении неполного рабочего времени, чем сохранять нынешнее деление на немногих работающих (но полную рабочую неделю) и большое число безработных.

    Впрочем, обсуждение содержание законов и постановлений может происходить и без участия представителей профсоюзов. Так, 1995 г. предполагаемая реформа социального обеспечения разрабатывалась в высших эшелонах власти в тайне от профсоюзов. Обнародованный проект закона встретил бурную реакцию протеста со стороны профсоюзов, поддержанных выступлениями трудящихся. Реализация закона в тот период была отложена.

    Важной формой социального партнерства являются специально созданные государственные институты. Во Франции один из наиболее значимых органов трипартизма – Экономический и социальный совет, функции которого закреплены Конституцией. Совет состоит из 230 человек, в числе которых 31,1% представителей от предпринимательских кругов, 30 % от наемных работников (профсоюзы) и других общественных организаций. Президент Республики назначает 40 экспертов в состав Совета. В работе Совета участвуют и приглашаемые правительством специалисты, но без права голоса. Совет дает свои заключения правительству по проекту программных законов и планов экономического и социального характера и может по своей инициативе высказываться по поводу входящих в его компетенцию проблем, отмечать необходимость проведения реформ в экономических и социальных областях.

    Представители предпринимателей и профсоюзов участвуют также в работе Комиссии по планированию, в работе Центрального совета по предупреждению опасностей на производстве, в Национальном агентстве по улучшению условий труда. Особая роль в формировании трудовых отношений принадлежит Национальной комиссии по коллективным переговорам. В состав Комиссии входят по одному представителю от Министерства экономики, финансов и бюджета, Министерства сельского хозяйства и департамента социальных вопросов Государственного совета Франции, а также равное число делегатов от представительных профцентров и предпринимателей, включая представителей от фермеров, ремесленников и государственных предприятий. Главная задача Комиссии следить за тенденцией развития в области оплаты труда, обобщать годовые результаты коллективных договоров, давать рекомендации министру труд о распространении действий коллективных соглашений на другие секторы и предприятия.

    Практически с самого своего становления французская коллективно-договорная система развивалась при непосредственном участии государства, которое тесно сотрудничало с представителями предпринимателей и профсоюзов. К середине 90-х годов становиться очевидной необходимость внесения изменений в систему коллективных договоров. Это связано с трансформацией структуры экономики, появлением большого числа средних и малых предприятий, где профсоюзные секции просто отсутствуют. Представительные профсоюзы не могут в полном объеме защищать интересы трудящихся отдельных отраслей экономики, где появились новые профсоюзные организации. Закон от 12 ноября 1996 г. открывает путь ведения переговоров во всех профессиональных сферах, предусматривает возможность заключать коллективный договор на предприятиях с одним или несколькими «специально уполномоченными работниками».

    В настоящее время во Франции продолжается обсуждаться проблема индивидуальных трудовых контрактов. В печати раздаются голоса за отмену всего Кодекса законов о труде и предоставления возможности каждому работнику самостоятельного заключать договор о найме со своим работодателем. Профсоюзы проявляют вполне обоснованную озабоченность по поводу подобных высказываний. Они выступают также против стремления предпринимателей добиться запрета любых коллективных актов протеста во время действий коллективных договоров.

    Во Франции минимальный размер заработной платы устанавливается путем трехсторонних переговоров и закрепляется коллективными договорами. Там она служит базой для отсчета зарплатных ставок и жалования служащих. Французское законодательство предоставляет правительству право самостоятельно принимать поправки к межпрофессиональному уровню заработной платы. Однако сделать это оно может. Только имея заключение Комитета по трудовым соглашениям – постоянного консультативного органа, включающего представителей трудящихся, работодателей, семейных ассоциаций и правительства. Столь демократичная процедура, учитывающая широкий спектр интересов, позволяет находить эффективные решения по повышению минимальной заработной платы.

    В целом, оценивая роль государства во Франции, трудно не согласиться с мнением Ж. Буассонна, который считает, что «вопреки» предсказаниям сторонников минимального вмешательства государства, ему будет по прежнему принадлежать важная роль – оно остается определяющим фактором, так как структуру рынка формирует закон.

    Таким образом, несмотря на серьезные трудности, стоящие перед субъектами трудовых отношений, наблюдается достаточно высокая их способность к новым условиям. Идея социального партнерства остается стержнем социального консенсуса, и ее главная цель – защита интересов трудящихся, разрешение конфликтных ситуаций и консолидация усилий всех участников на решение производственных проблем с помощью централизованных консультаций и диалога социальных партнеров между собой или с привлечением государства.


    4.3. Организация оплаты труда во Франции[35]


    Начиная с 50-х годов ХХ века, благодаря, прежде всего, экономическому развитию, а также техническому и социальному развитию во Франции произошли глубокие изменения, которые ознаменовали этап перехода к обществу потребления и разнообразных видов досуга. Население может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизни на планете по классификациям Организации Объединенных Наций. За период с 1975-1998 гг. в стране наблюдалось повышение ВВП на душу населения. За рассматриваемый период этот показатель вырос на 49%.

    Одновременно с этим система социального страхования был распространенна на все население страны, включая малообеспеченные слои. Таким образом, сегодня все обеспечены «социальным минимумом», т.е. базовой суммой, например денежным минимум, выплачиваемым на приобщение к жизни общества пособие на трудоустройство, специальным пособием солидарности, которое выплачивается безработным по окончании права на пособие в рамках страхования по безработице, или социальным пособием, предназначенных для людей, не имеющих трудового стажа. В целом на длительную перспективу социальное неравенство уменьшается, хотя за последние 20 лет проявляется тенденция расслоения общества: 10 % представителей населения Франции (беднейшие слои) владеют 2,3 % национального дохода, а 10 % граждан (самые состоятельные слои) распоряжаются 27% национального дохода, в том числе происходят изменения в уровне заработной платы. Однако, несмотря на этот разрыв, французское общество остается однородных и наименее несправедливых. В среднем доходы семьи, имеющей работающих членов, колеблются между 15 000 (2 500 долл. США) и 16000 франко (2 660 долл.) за месяц, предшествующей уплате налогов, пи среднем размере семьи 2,5 человека.

    В общем, заработная плата французов составляет половину дохода, а социальные выплаты – треть, остальная часть доходов приходиться на доходы от капитала и от собственности. За последние 30 лет диапазон зарплат уменьшился, и в 1996 г. «ножницы» в зарплате составили соотношение 1:3, от 20760 франков (3 460 долл.) для наиболее высокооплачиваемых административно-управленческих работников до 7 020 франков (1 170) для малоквалифицированных низкооплачиваемых работников (в эти суммы не включены возможные премиальные выплаты). В 1997 году в среднем наемные работники за полный рабочий день получали после уплаты налогов и других обязательных платежей ежемесячно 10 685 франков (1 780 долл.), причем в эту сумму не включены возможные премиальные выплаты. В 1950 г. Франция была первой европейской страной, установившей минимальный уровень межпрофессиональной заработной платы, СМИК (межпрофессиональный уровень межпрофессиональной возрастающей минимум заработной платы). На 1 июля 1999 г. уровень месячного СМИК составил 6 881, 68 франка (1049. 11 евро) при уровне почасовой оплаты, составляющем 40, 72 франка, и эта сумма была выплачена 1,5 млн. трудящихся, что составляет 11,2% наемных работников. Эти выплаты касаются, в основном, молодежи, женщин и неквалифицированных рабочих-мужчин, занятых на малых и средних предприятиях. В 1997 г. покупательная способность заработной платы наемных работников после уплаты налогов и других обязательных выплат возросла на 2,5 % и достигла рекордной отметки за семилетний период. Однако 4,5 млн. человек или 1 из 6 человек среди экономически активного населения, не получает заработной платы и живет на социальные выплаты: 1,8 млн. безработных получают пособие по безработице, 2,7 млн. человек живут на минимальные социальные выплаты.

    Уровень жизни французов различается не только размерами доходов, но и размерами имущества, большую половину средней оценочной стоимости которого составляет недвижимость и земельные владения (жилые постройки, здания, земельные участки). Остальная часть стоимости приходится на финансовые ценности среди которых стоит отметить возрастающую роль страховых полисов и биржевых бумаг: за последние 20 лет их удельный вес в собственности французов увеличился в пять раз. Средняя номинальная стоимость собственности семьи превышает 1 млн. франков. Однако по различным социально-профессиональным группам разброс составляет 1:8 – от чуть менее 500000 франков для семей рабочих и служащих до примерно 4 млн. франков для семей представителей свободных профессий.

    Государственное регулирование оплаты труда осуществляется по трем направлениям: через налоговую систему, законодательство и соглашения по труду, а также установление зависимости роста фонда оплаты труда от динамики инфляции. Одним из элементов, образующих базу исчисления местных налогов, служит фонд оплаты труда (18% его величины). С фондом оплаты труда связаны и некоторые другие налоговые платежи предприятий. Так 2,6 % фонда перечисляется государственным организациям, занимающимся переподготовкой кадров (если предприятие не имеет такого центра), и 1%-специализированным организациям, строящим жилье (если нет своего строительства). Это означает, что даже небольшое увеличение средств на оплату труда может привести к заметному снижению чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия. Избежать этих потерь можно, улучшая использование имеющихся трудовых ресурсов, внедряя прогрессивную технологию, современные методы организации и управления производством.

    Центральным звеном регулирования роста фонда оплаты труда служат кодекс о труде и договорные отношения по вопросам оплаты труда между профсоюзами, министерствами, предприятиями и конкретными работниками. Кодексом о труде, принимаемым парламентом, устанавливаются основные социальные гарантии трудящихся: минимальный уровень заработной платы, условия назначения пособий по безработице, размер пенсии и необходимый трудовой стаж для ее получения, продолжительность оплачиваемого отпуска, принципы найма на работу, на его основе решаются и другие вопросы, прямо или косвенно влияющие на формирование фонда оплаты труда и расходы социального характера.


    В соглашениях отраслевых профсоюзов с министерствами (национальные трудовые договоры) устанавливаются единые для отраслей экономики тарифные системы с достаточно широким диапазоном оплаты в рамках каждого разряда. В национальных трудовых договорах определяется также стаж работы для повышения заработной платы. Например, через два года зарплата работнику может быть увеличена на 2% ставки при условии ежегодной положительной аттестации.

    Соглашения по вопросам оплаты труда, заключаемые на уровне предприятий, оформляются в форме коллективных и трудовых договоров. Коллективный договор заключается между предприятиями и наемными работниками по согласованию с местным профсоюзом. В договоре предусматриваются размеры тарифных ставок и окладов, действующих на предприятии, и другие условия оплаты труда (оплата отпусков, годовое вознаграждение, различного рода доплаты).

    Трудовой договор (контракт), заключается между работником и администрацией предприятия. В нем указываются конкретный размер заработной платы и другие условия оплаты труда.

    В зависимости от качества и эффективности труда на многих предприятиях работникам выплачивается ежегодная премия (тринадцатая зарплата). Один раз в три года им на основании особого соглашения о заинтересованности в доходах выплачивается премия за полученный доход, как правило, не более 1,5 тарифной ставки. Годовое вознаграждение выдается работникам на руки через пять лет. В течение этого времени сумма вознаграждений зачисляется на специальный счет в банке, проценты по которому не облагаются налогом, что создает заинтересованность в работе на предприятии.

    Во Франции есть и механизм регулирования фонда оплаты труда в зависимости от инфляции. Конфедерации предприятий и финансовая администрация договариваются и фиксируют сумму фонда оплаты труда на предстоящий год, но прирост фонда оплаты труда не должен опережать прироста инфляции.


    4.4. Порядок выплаты заработной платы во Франции[36]



    Франция в числе других развитых стран имеет многолетнюю устоявшуюся практику правового регулирования трудовых отношений.

    Порядок начисления и выплаты заработной платы во Франции определяется Трудовым кодексом и строго контролируется органами, ответственными за соблюдение законов. Основные аспекты, связанные с порядком выплаты во Франции:

    Юридическое лицо, ответственное за начисление и выплату заработной платы. Им является работодатель, подписавший трудовой договор с наемным работником. Это не обязательно работодатель, который непосредственно пользуется услугами данного работника (имеется в виду субподряд). В случае изменения юридического положения работодателя (например, при смене юридического лица) обязанность выплачивать заработную плату переходит к новому работодателю, причем последний обязан соблюдать все пункты, связанные с выплатой заработной платы (включая премии, 13-ю зарплату и т.д.), которые зафиксированы в действующем трудовом договоре.

    Формы выплаты заработной платы: деньгами, чеком, банковским или почтовым переводом. Законом ограничивается сумма, выплачиваемая в качестве заработной платы в виде наличных. Так, по требованию работника наличными может быть выплачена сумма, не превышающая определенного ежемесячного лимита, установленного специальным постановлением правительства. Сейчас такой лимит определен в 10 тыс. франков в месяц (имеется в виду только постоянная часть оплаты труда; сюда, например, не включается оплата сверхурочного времени, а также непостоянные виды премий). Этот лимит определяет размер чистой заработной платы (т.е. после всех вычетов). Необходимо уточнить, что правительством устанавливается обычно не один, а два порога: один, при котором наемный работник может потребовать, чтобы заработная плата ему выплачивалась наличными, и другой – при превышении которого оплата чеком или переводом становиться обязательной. Форма выплаты между этими двумя порогами устанавливается по усмотрению работодателя. При несоблюдении данного регламента работодателя могут быть наложены санкции.

    При выплате заработной платы наемным работникам с помесячной оплатой труда превышение порога выплаты наличными, определенного в 10 тыс. франков, влечет за собой наложение фискального штрафа в размере 5% от начисленной суммы. При выплате с периодичностью менее одного месяца каждая выплачивая часть заработной плат рассматривается отдельно, т.е. порог наличной выплаты в 10 тыс. франков применяется для каждой отдельной части заработной платы. для работников, получающих заработную плату с периодичностью свыше одного месяца оплата переводом или чеком обязательно, если размер их заработной платы в пересчете на один месяц превышает десятитысячный порог.

    Представляется важным вопрос не только о том, в каком виде выплачивается заработная плата, но и где конкретно она может быть получена наемным работником. Общее правило – получение заработной платы по месту фактической работы.

    3. Регулярность оплаты труда. общим и непререкаемым правилом является регулярный характер выплаты заработной платы в достаточно приближенные друг другу периоды времени.

    Наемным работникам, ежемесячный характер оплаты труда которых зафиксирован в трудовых договорах или соглашениях о менсуализации (помесячной оплате труда) , заработная плата должна выплачиваться не реже одного раза в месяц.

    Из поля действия менсуализации исключаются, как правило, надомные, сезонные, временные работники, работники агентств временного найма, а также работники общественных организаций, чьи условия труда определяются специальным законодательным статусом или регламентом. Этим категориям заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц, интервал между двумя выплатами не может превышать 16 дней.

    Для категории коммивояжеров, торговых представителей и агентов по сбыту, получающих заработную плату в виде процента от продаж или комиссионных, предусматривается, что периодичность получения ими заработной плат не может быть реже одного раза в квартал (если в трудовом договоре не оговаривается более частая периодичность). Если же у этой профессиональной категории имеется ежемесячная ставка оплаты (всей или части заработной платы), то она должна выплачиваться ежемесячно.

    Особый случай представляет собой сдельная форма оплаты труда. Трудовой кодекс предусматривает: если продолжительность сдельной работы превышает пятнадцать дней, то даты выплаты могут назначаться работодателем произвольно, но при этом:

    если не имеется договора о менсуализации, то каждые 15 дней должен выплачиваться аванс, а вся оставшаяся сумма оплаты должна быть предоставлена не позднее 15 дней после окончания работы;

    если имеется договор о менсуализации, то ежемесячно работникам должен выплачиваться аванс, а не позднее чем через месяц после окончания работы – вся оставшаяся заработная плата.

    4. Контроль за соблюдением законодательных положений, касающихся периодичности выплат заработной платы, возлагается на трудовую инспекцию. Любое отклонение от принципов регулярности и периодичности, оговоренных в Трудовом кодексе, влечет за собой наложение штрафа на работодателя в размере от 600 до 1300 франков за каждого наемного работника. Если в течение года после предыдущего нарушения возникает рецидив, то размер штрафа составляет от 1300 до 3000 франков. При этом работодателю оправданием невыплаты не могут послужить ни общее прекращение всех выплат, ни переход на автоматизированную систему бухгалтерских расчетов, ведущих к экстремальным случаям задержек с выплатой заработной платы.

    Гражданское право позволяет работнику, не получившему вовремя заработную плату, требовать возмещения ущерба в виде процентов за все время отсрочки, не прибегая при этом к процедуре предварительной подачи требования об оплате в суд. В случае же если будет доказан злой умысел работодателя при задержке с выплатой заработной платы, может быть потребована и большая сумма возмещения ущерба, нежели просто проценты с каждого дня задержки. Кроме того, наемный работник имеет право прервать исполнение своего контракта: работодатель признается в этом случае лицом, виновным в разрыве контракта, и обязан в соответствии с этим оплатить выходное пособие без ссылок на то, что должно быть подано предварительное уведомление об увольнении по собственному желанию. Если в случае задержки с выплатой заработной платы работник не имеет намерения уволиться, он может прекратить работу, а за все время простоя, вплоть до момента выплаты причитающейся ему заработной платы, получать заработную плату в качестве компенсации за ущерб.









     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх