|
||||
|
Бизнес – план: методика составленияВ мировой практике практически все инвестиционные проекты описываются с помощью бизнес-планов. В венчурные фирмы поступают тысячи бизнес-планов в год. Их также запрашивают коммерческие банки, промышленные компании, индивидуальные инвесторы. Бизнес-план – это общепринятое средство деловой информации. Развитие рыночных отношений в нашей стране происходило стихийно, и потребность в бизнес-планировании появилась довольно поздно. Первые бизнес-планы, как «заморская диковина» появились в России 90-х годов, в то же время большинство предприятий продолжало использовать более привычные технико-экономические обоснования. По мере развития рыночной экономики и международных связей потребность в разработке бизнес-плана перестает вызывать сомнения. И уже в 1994-95 г.г. он становится обязательным документом, применяемым в целях «совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций». Российские предприниматели иногда неправильно оценивают смысл и назначение бизнес-плана и не уделяют ему достаточного внимания. По большей части такое отношение вызвано представлением о бизнес-плане, как о некотором «отчетном», никому не нужном документе. Считается, что при разработке бизнес-планов впустую перерабатывается огромное количество информации, и далее разработанный документ кладется в ящик и забывается. Это неверно. Усилия, затраченные на планирование, никогда не бывают напрасными, потому что наработанный опыт позволяет избежать крупных ошибок и максимально плодотворно использовать имеющиеся ресурсы. Иногда бизнес-планы пишут сотрудники или руководство компании, а иногда поручают это консалтинговым компаниям. Пять процентов от стоимости проекта, затраченных на планирование, позволяют сэкономить до пятидесяти процентов от совокупных затрат проекта! Основная цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Согласно исследованиям компании INTERFINANCE, хорошо разработанный бизнес-план определяет и раскрывает все основные вопросы по проекту, просчитывает финансы предприятия и предсказывает различные варианты развития ситуации: – Как будет развиваться производство – Как будет реализовываться товар, выполняться работа или оказываться услуга – Что принесет данная идея Какие шаги необходимо предпринять при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах. Бизнес-план надо всегда иметь наготове. Если Вы захотите привлечь кредиты, инвестиции или профинансировать интересный проект – во всех этих случаях Вам срочно понадобится бизнес-план. В соответствии с этими стандартами структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы: – Резюме – Описание предприятия и отрасли – Описание продукции (услуг) – Маркетинг и сбыт продукции (услуг) – Производственный план – Организационный план – Финансовый план – Направленность и эффективность проекта – Риски и гарантии – Приложения 1. Резюме Резюме – это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме – это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов. 2. Описание предприятия и отрасли В данном разделе описываются: – Общие сведения о предприятии – Финансово-экономические показатели деятельности предприятия – Структура управления и кадровый состав – Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы – Отрасль экономики и ее перспективы – Партнерские связи и социальная активность 3. Описание продукции (услуг) Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции. – Примерная структура раздела. – Наименование продукции (услуги) – Назначение и область применения – Краткое описание и основные характеристики – Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им – Патентоспособность и авторские права – Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции – Степень готовности к выпуску и реализации продукции – Наличие сертификата качества на продукцию – Безопасность и экологичность – Условия поставки и упаковка – Гарантии и сервис – Эксплуатация – Утилизация после окончания эксплуатации 4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие. Примерная структура раздела: – Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования – Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия – Описание рынка сбыта продукции (услуги) – Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) – магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др. – Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей (возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены 5. Производственный план В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство. Примерная структура раздела: Общие сведения о предприятии – Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта – Используемая технология и уровень квалификации исполнителей – Потребность в площадях – Кадровое обеспечение – Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих Объем производства Расходы на персонал Расходы на персонал включают в себя: – затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т. д.); – затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т. д.); – затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана). Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги. Смета текущих затрат В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т. е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства). Расчет переменных издержек К переменным издержкам относятся: – Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия – Затраты на производственный персонал – Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях) Расчет постоянных издержек К постоянным издержкам относятся: – Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия) – Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт) – Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т. п.) 6. Организационный план В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей. 7. Финансовый план Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс. Примерная структура раздела (Согласно исследованиям компании INTERFINANCE,): – Затраты подготовительного периода – Затраты текущего (основного) периода – Расчет поступлений от проекта – Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга) – Расчет налоговых платежей – Другие поступления и выплаты – Отчет о прибылях и убытках – Поток реальных денег – Прогнозный баланс 8. Направленность и эффективность проекта В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта. 9. Риски и гарантии Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. 10. Приложения Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы: – подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т. д.); – характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения); – подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции); – показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.); – раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.); – обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т. д.); – подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы). – подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.) Обычно бизнес-план предприятия содержит следующие разделы: – Резюме бизнес-плана предприятия – Информация об инициаторе проекта – Лицензирование и юридический план – Производимая продукция – Маркетинговое исследование рынка – Производственный план предприятия – План по управлению персоналом – Инвестиционный план предприятия – Финансовый план – Факторы риска бизнес-плана предприятия и стратегия их снижения – Расчеты показателей эффективности бизнес плана предприятия – Приложения к бизнес-плану предприятия Точное содержание бизнес-плана предприятия зависит от отрасли и вида деятельности предприятия (Шевчук Д.А. Организация и финансирование инвестиций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|