|
||||
|
Часть 3. Основные понятия дрессировки. Методы дрессировкиАнализ доступной литературы, посвященной вопросам дрессировки, позволяет выделить два подхода в рассмотрении понятийного аппарата. Часть авторов анализирует дрессировочный процесс с точки зрения какой-либо одной формы научения, другая, рассматривая дрессировку, привлекает несколько форм научения. Наиболее распространенным подходом к дрессировке в нашей стране, является использование понятийного аппарата школы высшей нервной деятельности и ее классического условного рефлекса. Так, например, В. Бочаров и А. Орлов (В. Бочаров и А. Орлов «Дрессировка служебных собак» М., ДОСААФ, 1957), метод дрессировки определяют как «метод воздействия на собаку с целью выработки условного рефлекса». При этом они выделяют два основных метода и один вспомогательный: «Первый метод — механическая дрессировка. Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение)… К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом. Второй метод — вкусопоощрительная дрессировка…контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов». Выделяя «контрастный метод дрессировки», авторы еще подчеркивают его относительную самостоятельность: «При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя». Авторы считают, что «В каждом конкретном случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется при помощи приемов. Прием — это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка…Приемы состоят из различных, но всегда строго определенных воздействий». Вводя понятие о «приеме дрессировки», В. Бочаров и А. Орлов, однако не очень четко очерчивают его границы. С одной стороны прием — это «система воздействия», т. е. некая методика выработки навыка и «Благодаря этим приемам у собак вырабатываются навыки, обеспечивающие управление их поведением, устанавливается необходимый контакт с дрессировщиком, закладывается основа для специальной подготовки». С другой стороны авторы пишут, что «К общим приемам дрессировки относятся: 1) установление правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой; 2) приучение к кличке, ошейнику и поводку; 3) подход к дрессировщику; 4) посадка; 5) движение рядом с дрессировщиком; 6) переход в свободное положение; 7) укладка; 8) стойка на месте; 9) возвращение на место; 10) подача брошенного предмета; 11) прекращение нежелательных действий; 12) преодоление препятствий (бума, лестницы, глухого забора, изгороди и канавы); 13) безразличие к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям; 14) безразличие к найденному корму; 15) подача голоса», сводя, таким образом, прием к описанию навыка или навыку. По мнению М.М. Укроженко, «Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы» (М.М. Укроженко «Физиологические основы поведения и дрессировки служебных собак» в сб. «Основы служебного собаководства» М., ДОСААФ, 1975; М.М. Укроженко «Физиологические основы поведения и дрессировки собак служебных пород» в сб. «Служебное собаководство» М., ДОСААФ, 1987). В отличие от В. Бочарова и А. Орлова он считает, что «При дрессировке собак применяют четыре основных метода механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный. Механический метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется механическим (нажим, рывок за поводок, удар прутом). Например, команда «Сидеть!» сопровождается нажимом рукой в области крестца собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад… Вкусопоощрительный метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется дачей собаке лакомства… Контрастный метод. Суть метода в том, что действие условного раздражителя подкрепляется раздражителем механическим, а затем раздражителем пищевым… Подражательный метод. Основан на использовании врожденной способности животного подражать действиям другого животного…». М.М. Укроженко упоминает и «метод наталкивания», не относя его к основным методам дрессировки и не особо анализируя: «…рефлекс на команду «Сидеть!» образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания». Вводя в определение дрессировки понятие о способе и приеме, М.М. Укроженко однако не расшифровывает их содержание, хотя и упоминает о технике дрессировки: «Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков». Позже М.М. Укроженко несколько изменяет содержание основных понятий. Так, например модифицируется определение метода: «Под методом дрессировки понимают совокупность методических приемов, при помощи которых у собаки вырабатывают различные навыки. Применяют четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный» (М.М Укроженко «Психофизиологические основы поведения и дрессировки собак». «Все о собаке», Под общ. Ред. В.Н. Зубко М., Эра, 1992). При этом содержание «методического приема» не расшифровывается. Расширяется понятие «техника дрессировки»: «Техника (мастерство) дрессировки включает в себя методические приемы воздействия на собаку определенными раздражителями для выработки у нее нужных навыков с учетом взаимовлияния одних навыков на другие, их взаимозависимости и сочетаемости между собой. Кроме того, техника дрессировки определяет режим работы с собакой, последовательность выработки у нее всех необходимых навыков к определенной службе и правила применения собак». Изменяется, причем коренным образом, понятие о «методе наталкивания»: «Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду и подкрепление. Например, собаку отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду «Ко мне» и показать лакомство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания». То есть, если в первом варианте определения «метода наталкивания» описывался способ «отбора поведения» (по К. Прайор) или «подлавливания» (по В.Л. Дурову), то во втором варианте — способ наведения — «мишени» (по К. Прайор) или «жестикуляции» (по В.Л. Дурову). М. М. Укроженко правильно отмечает, что «в некоторых руководствах и статьях, где излагаются вопросы общей дрессировки собак, авторами допускается неточное, упрощенное изложение отдельных общепринятых в научной литературе (зоопсихология, психофизиология поведения животных и др.) понятий. Это затрудняет правильное их восприятие иногда даже специалистами, не говоря уже о любителях собак, только начинающих постигать азы дрессировки животных…Чаще всего смешивают такие два разных понятия как «прием» и «навык», подменяя, как правило, понятие «навык» словом «прием», что затрудняет понимание смыслового содержания фраз» (М.М. Укроженко Психофизиология поведения, общения собак и методика их дрессировки. Клуб служебного собаководства, М., Патриот, 1991). Однако определяя прием следующим образом: «В понятие «прием» всегда включаются действия дрессировщика, направленные на собаку с целью формирования у нее нужного навыка. Один и тот же навык можно выработать у животного разными методами (вкусопоощрительным, механическим, контрастным, подражательным и др.). Специалисты знают, что один и тот же навык, выработанный на команду, в последующем вырабатывается на жест и для этого применяются другие приемы. Таким образом, прием — это воздействия дрессировщика на собаку, в ответ на которые у нее формируется навык» М.М. Укроженко по сути уравнивает его с методом дрессировки. Если Ф.С. Арасланов в 1982 году писал, что «в зависимости от вида подкрепляющих раздражителей различают методы дрессировки: вкусопоощрительный, механический и контрастный» (Ф.С. Арасланов «Общая дрессировка собак (в помощь начинающим дрессировщика)» в сб. «Клуб служебного собаководства» М.,ДОСААФ, 1982) и, что «прием дрессировки-это совокупность воздействий на собаку с целью выработки у нее определенного условного рефлекса», то в дальнейшем его взгляды на понятийный аппарат дрессировки значительно расширяются и изменяются. Так в книге «Дрессировка служебных собак» (Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин «Дрессировка служебных собак» Алма-Ата, Кайнар, 1987) анализируются почти все термины, так или иначе употребляющиеся в дрессировке: «Метод дрессировки — это способ воздействия на собаку определенными раздражителями для выработки у нее нужных условных рефлексов и доведения их до навыков… Прием дрессировки — методически обоснованная система воздействия на собаку разнообразными раздражителями в целях выработки определенного навыка. Приемы составляют содержание методики и техники дрессировки собак той или иной службы… Подготовительные приемы — это те, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы или первоначальные навыки… К подготовительным приемам прибегают иногда при выработке некоторых общедисциплинарных и специальных навыков у собак. В этих случаях они вводятся в виде подготовительных упражнений перед отработкой основного приема… Основными приемами дрессировки называются такие, с помощью которых у собаки вырабатываются общедисциплинарные и специальные навыки… Они включают общедисциплинарные и специальные приемы, которые являются обязательными в курсе подготовки собак в учебных подразделениях… Значительная часть общедисциплинарных приемов (приучение собаки подходить к дрессировщику, двигаться рядом с ним, садиться, ложиться и т. д.) является общей для собак многих видов служб. …Дополнительные приемы дрессировки — это отдельные навыки, дополняющие общедисциплинарную и специальную подготовку. …Вся дрессировка состоит из комплекса приемов, которые отрабатываются в системе отдельных или комплексных упражнений. В каждом приеме заключено методическое содержание, теоретическое обоснование и техническое исполнение. Практическое выполнение приема дрессировщиком называется техникой дрессировки собак. Содержание каждого приема изучается в следующем порядке: его назначение в системе подготовки и применения собак, теоретический анализ, методическое обоснование, техника выполнения, нормативы и показатели в отработке приема по периодам, возможные ошибки дрессировщика и их последствия… Теоретический анализ приема включает: подбор и способы применения условных и безусловных раздражителей; основные рефлексы, рефлекторные акты и реакции поведения, на базе которых будет вырабатываться новый условный рефлекс; подбор и способы применения принудительных, побудительных и поощрительных подкреплений. Методическое обоснование приема состоит из выбора метода дрессировки; определения рабочего режима с учетом преобладающей реакции поведения и типа высшей нервной деятельности; определения системы упражнений в формировании навыка как динамического стереотипа; последовательности ввода усложнений, предусмотренных в приеме по трем периодам. …Подготовка служебных собак осуществляется по определенной системе, называемой методикой дрессировки. Она включает в себя совокупность методов и приемов, применяемых в подготовке собак той или иной службы, в том числе методику выработки условных рефлексов. Методикой выработки условных рефлексов называется система сочетаний и упражнений в определенном режиме работы с учетом индивидуальных особенностей собаки… Методика выработки условных рефлексов при дрессировке собак предусматривает обязательное выполнение условий, необходимых для образования условного рефлекса: определение системы сочетаний, упражнений, способов подкреплений, режима работы и отдыха по трем стадиям, контроль за образованием первоначального условного рефлекса и правильным формированием навыка… …Сочетанием в дрессировке называется применение условного и безусловного раздражителей в целях выработки условного рефлекса… Таким образом, путем сочетания сигнала дрессировщика с ответным действием собаки на безусловный раздражитель образуется условный рефлекс…Системой сочетаний в определенном режиме достигается выработка первоначального условного рефлекса, который упрочается до навыка с помощью многократного повторения комплексных упражнений. …Упражнением в дрессировке называется выполнение группы сочетаний в целях выработки, упрочения первоначального условного рефлекса и формирования из него навыка… Методика дрессировки собак — это научно обоснованная система выработки у собак комплекса навыков, необходимых для использования их на определенной службе (работе). Методика дрессировки собак независимо от их служебного назначения основана на единой теории, общих принципах и правилах выработки условных рефлексов. Техника дрессировки — это способы воздействия на собаку соответствующими раздражителями при выработке конкретного условного рефлекса». Однако, как видно, авторам не удалось четко и однозначно объяснить содержание, определить границы и взаимоотношение понятий. Количество методов дрессировки также расширяется: «В зависимости от вида раздражителя и способа его применения различают следующие методы дрессировки собак: вкусопоощрительный, механический, контрастный, подражательный и наталкивания. Вкусопоощрительный метод предусматривает применение для выработки условных рефлексов пищевых раздражителей…Впервые был применен известным русским артистом и дрессировщиком В. Л. Дуровым…Сущность метода состоит в том, что пищевым раздражителем (лакомством) собаку заставляют выполнять нужные действия, а затем ее поощряют за правильную ответную реакцию. Механический метод заключается в применении механических раздражителей в виде принудительного и поощрительного подкрепления…В дрессировке собак на механические раздражители вырабатывается большинство общедисциплинарных и специальных навыков. Механические воздействия постороннего человека, помощника на собаку, как правило, вызывают у нее активно-оборонительную реакцию, которая является базой для выработки большинства специальных навыков; злобности, задержания, окарауливания задержанного, обыска местности, работы по следу и других. Легкие механические воздействия дрессировщика на определенные участки тела собаки, например, поглаживание, похлопывания в области груди, шеи, плеча действуют на собаку успокаивающе и одобряюще, что используется дрессировщиком в качестве поощрительного подкрепления. Контрастный метод — главный метод дрессировки, объединяющий все положительные стороны механического и вкусопоощрительного методов. Сущность его состоит в том, что действие условного раздражителя подкрепляется механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие или примет определенную позу, ей дается лакомство… Подражательный метод основан на использовании врожденных реакций животных подражать действиям другого животного или человека. Он является вспомогательным при других методах и чаще всего применяется в воспитательной дрессировке щенков и дрессировке молодых собак. Метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуждающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлексы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным». Следует заметить, что данную классификацию методов дрессировки, с небольшими вариантами, приводят подавляющее большинство авторов руководств по дрессировке собак. Например, И. Сваровски, М. Отт и Г. Вундерлиз считают, что «В течение многих столетий, когда человек занимался воспитанием собаки, преимущество получили следующие методы. 1. Прямое принуждение посредством механического воздействия или воздействия электрическим током. 2. Поощрение поглаживанием, произнесением похвалы, лакомством. 3. Сочетание похвалы и принуждения. 4. Целенаправленное использование определенных врождённых наклонностей» (И. Сваровски, М. Отт, Г. Вундерлиз Воспитание собаки. Калининград, Янтар. Сказ, 1998). Считается, что понятие об оперантной дрессировке пришло к нам с книгами Карен Прайор «Несущие ветер» и «Не рычите на собаку». Однако это не совсем так. Первым кто заявил в России об этом методе дрессировки, был великий русский дрессировщик В.Л. Дуров. Основной труд В.Л. Дурова «Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии», был издан в 1924 году. Отличая свой метод дрессировки от общепринятого В.Л. Дуров называл его «методом гуманной дрессировки». Этот же метод З.Б. Гуревич (З.Б. Гуревич «О жанрах советского цирка» М., Искусство, 1984) называл «эмоциональным». «Вкусопоощрением» В.Л. Дуров называл только факт положительного пищевого подкрепления. Так, например, он писал: «Наградой, у меня являются: прикармливание, ласка или одобрение словом: «Браво». Эту награду я называю вкусопоощрением» («Дрессировка животных. Психологические наблюдения…» М., 1924). В рамках своего метода В.Л. Дуров описывает несколько способов воздействия на животных, для инициации тех или иных двигательных реакций. Свой основной технический прием дрессировки Дуров называл «жестикуляцией» и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». Кроме того, он описал и пользовался способами наталкивания, альтернативного поведения, способом пассивной флексии, отбора поведения с его вариантами усиления выраженности поведенческого акта или его элемента или редукции их. Последователи В.Л. Дурова не только упростили общее представление о его методе, но и сократили технический арсенал. Например, А.В. Дурова-Садовская, очень верно описывая метод В.Л. Дурова в действии (А.В. Дурова-Садовская «Общение с животными и их дрессировка по методу В.Л. Дурова» в сб. «Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения» М. — Л., 1965), представляет его принципы следующим образом: «Дрессировка требует: а) приручения животного; б) установления контакта между животным и дрессировщиком, в) взаимного понимания; г) путем наталкивания животного на нужное действие и подлавливания нужного действия при одновременной подаче сигнала и вкусопоощрения вырабатывать условный рефлекс». Под наталкиванием Дурова-Садовская объединила несколько способов в том числе и «жестикуляцию» В.Л. Дурова. М. А. Герд (цит. по К.Э. Фабри «Основы зоопсихологии» Издательство Московского Университета, 1976), анализируя дрессировку в рамках метода, В.Л. Дурова делит весь процесс дрессировки на три стадии: наталкивания, отработки и упрочения. При чем под «наталкиванием» понимаются довольно разнообразные действия дрессировщика, в связи, с чем пришлось вводить понятия о «непосредственном», «косвенном» и «сложном наталкивании»: «В первом случае дрессировщик заставляет животное следовать или поворачиваться вслед за пищевым или иным привлекательным для животного объектом. Во втором случае провоцируются движения, непосредственно не направленные на приманку, но обусловливаемые общим возбуждением животного (так формируются преимущественно манипуляционные действия, выполняемые конечностями: обхватывание, перенос, удары или царапанье лапами и т. д.)… При сложном наталкивании дрессировщик вначале вырабатывает у животного определенный навык, а затем изменяет ситуацию, заставляя животное по-новому применять выработанное умение…». Вводится также понятие о «дробном наталкивании», суть которого не объясняется. Вторую стадию дрессировки, стадию отработки, Герд определяет как этап, на котором совершается отсечение многих лишних движений, вначале сопровождающих необходимое действие животного; далее — отшлифовка первичной, еще весьма несовершенной системы движения и, наконец, выработка удобной сигнализации, с помощью которой дрессировщик в дальнейшем управляет поведением животного. Заключительная стадия процесса дрессировки, стадия упрочения, характеризуется усилиями дрессировщика, направленными на закрепление выработанного навыка и надежность его воспроизведения в ответ на подаваемые сигналы. Удивительно, но работы В.Л. Дурова и его последователей не оказали особого влияния на отечественную дрессировку собак. Вероятно, с одной стороны, это было вызвано диктатом школы высшей нервной деятельности И.П. Павлова, а, с другой стороны, необычностью процедуры дрессировки по сравнению с общепринятой. Карен Прайор в своей знаменитой книги «Не рычите на собаку!» (К. Прайор «Не рычите на собаку!» М., Селена, 1995) описывает следующие способы формирования поведения: способ отбора поведения, способы мишени, подражания и моделирования («лепки»), называя их то «приемами», то «методиками обучения». Пытаясь наконец объединить два известных метода формирования поведения (классический условнорефлекторный и оперантный) и найти место в дрессировочном процессе формам научения В.С. Варлаков и И.И. Затевахин (В.С. Варлаков, И.И. Затевахин «Системные принципы дрессировки в сб. О чем лают собаки» М., Патриот, 1991), выделяют два этапа: «обучение — это процесс направленного формирования у собаки того или иного навыка, в процессе реализации которого, прежде чем достигнуть приспособительного результата и получить подкрепление, она совершает определенную работу» и непосредственно дрессировку: «дрессировка — закрепление навыка до такой степени, когда он воспроизводится собакой не только, когда этого требует удовлетворение той или иной потребности, но по команде и в любой обстановке, даже в угрожающей жизни». В связи с этим ими выделяются «методы обучения» (классический условнорефлекторный и оперантный) и «методы дрессировки»: «а) механический метод дрессировки, или формирование у собаки поведения активного избегания неприятных воздействий; б) пищевой метод дрессировки, или метод формирования у животных истинной пищевой мотивации; в) вкусопоощрительный метод дрессировки, или метод формирования у собаки мотивации избирательного аппетита; г) подражательный метод дрессировки, или формирование подражательного поведения у одной особи по отношению к поведению, демонстрируемому другой особью (другими особями, группой особей); д) игровой метод дрессировки, или формирование того или иного игрового поведения собаки с целью использования его при обучении желательному навыку; е) методы развития злобы, или формирование у собаки оборонительного поведения, в той или иной форме агрессии (либо базирующейся на самообороне собаки, либо агрессии, сопровождающейся активным нападением, сформированной на базе различных конфликтных ситуаций); ж) контрастный метод дрессировки, или последовательное применение отрицательных подкрепляющих воздействий (вызывающих мотивацию пассивного избегания) вплоть до выполнения навыка, а в момент его выполнения или сразу после выполнения — положительных подкрепляющих воздействий (пища, лакомство, игра и т. д.)». Руководство по дрессировке лабораторных животных (Ж. Лабораторные животные, т.3, №2, 1993 Рига) не только описывает некоторые формы научения, но и предлагает использовать их в дрессировке как способы формирования поведения:
Х.Э. Вайтли (X. Эллен Вайтли «Наши друзья собаки» М., Гранд, 1997) также разделяет «способы обучения собак» и «методы дрессировки». При этом под «способами обучения собак» она подразумевает различные формы спонтанного формирования поведения (т. е. без участия человека):
Классическая выработка условных рефлексовКлассическая выработка условных рефлексов заключается в сочетании стимула, который производит некоторую реакцию, с другим, нейтральным. Затем, когда действует только второй стимул, он пробуждает ту же реакцию». Под «методами дрессировки» понимается же «…манипулирование системой наказаний и вознаграждений для того, чтобы ускорить обучение собаки действиям…». Как видно из представленного обзора доступной литературы, единой точки зрения на понятийный аппарат дрессировки не существует, основные категории очерчены не четко и поэтому их содержание и взаимоотношения не совсем ясны. Подробный анализ точки зрения каждого автора занял бы достаточно много места и, кроме того, конкретная позиция представлена в приводимых цитатах, поэтому целесообразней остановиться на самых общих и принципиальных моментах. Ныне существующая в русскоязычной литературе классификация «методов» дрессировки представляет собой, по сути, классификацию способов воздействия на собаку с целью инициации поведенческой реакции — действия, и не более. И это естественно, поскольку, во-первых, анализ дрессировочного процесса осуществляется в рамках одной формы научения, а, во-вторых, целью дрессировки определяется формирование условного рефлекса или навыка. Это является и причиной того, что форма научения, как категория теории дрессировки, практически не рассматривается. Вторым недостатком общепринятой классификации является её некорректность. Прежде всего, её создает неопределенность применяемой терминологии. Например, термин «механический метод дрессировки». Если понимать под ним непосредственно физическое воздействие на собаку, то по степени выраженности (по степени прикладываемой силы) этот «метод» объединяет совершенно не равные способы. В рамках «механического метода» можно выделить такие воздействия которые не приводя к боли (они не приводят к болевым или неприятным ощущениям и не вызывают оборонительной потребности), вызывают изменение поведения. Например, «способ пассивной флексии» (способ «лепки» по К. Прайор), когда мы учим собаку подавать переднюю лапу, мы просто поднимаем одну из лап своей рукой и подкрепляем это действие. Этот способ возможен, если собака совершенно не сопротивляется нашим воздействиям. «Способ наталкивания», который заключается в том, что мы в прямом смысле этого слова физически подталкиваем собаку, не причиняя ей боли или неприятных ощущений, к нужному нам действию. Это такой «дружеский» толчок, который сообщает инерцию и благодаря инерции животное занимает нужное нам положение или совершает необходимое действие. И наконец воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям и потому вызывающие оборонительную потребность и соответственно реакцию избавления. Такие воздействия потому и называют «способом оборонительного поведения». Разница в описываемых «механических» воздействиях заключается не только в прикладываемых усилиях к собаке, но и в различных интимных механизмах их действия, поэтому объединять их под одним названием не представляется возможным. Недостаточность понятия «механический» почувствовал уже Ф.С. Арасланов, которому, в поисках разрешения противоречия этого термина, пришлось вводить довольно искусственное понятие о «механическом поощрительном подкреплении». Термин «вкусопоощрительный метод» не отражает сущности метода В.Л. Дурова, сводя его к способу наведения при помощи пищевой мишени. Понятие «контрастный» также достаточно неопределен. Еще В. Бочаров и А. Орлов подчеркивали, что «контрастность» присутствует и в других «методах» дрессировки. Некорректность используемой классификации также заключается в объединении принципиально различных явлений. Например, «метода подражания», который по современным понятиям является довольно сложным явлением — формой научения (имитационное научение) и чисто технических приемов воздействия на собаку. Если говорить о способах инициации поведения, то их нужно отнести к сфере техники дрессировки и тогда говорить о СПОСОБАХ ДРЕССИРОВКИ, ПОДРАЗУМЕВАЯ ПОД ЭТИМ ТАКИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ИЛИ ОПОСРЕДОВАННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЖИВОТНОЕ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (ПОЯВЛЕНИЮ) НУЖНЫХ ДРЕССИРОВЩИКУ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ СОХРАНЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ ПОЗ. С учетом сложившейся практики кажутся очевидными следующие способы дрессировки: — Способ наведения, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи, игрушкой, рукой или другой мишенью. В.Л. Дуров называл этот способ «жестикуляцией». К этому способу относится и способ «мишени», описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. — Способ наталкивания, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. (Следует отметить, что использование термина «наталкивания» в том смысле, который вкладывала в него М.А. Герд не совсем удачно, так как требует дополнительной расшифровки содержания). — Способ пассивной флексии, суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки». — Способ отбора поведения, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно — ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливанием». Способ отбора поведения служит базой для вариантов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения: — Способ усиления поведенческого признака, который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ «способом последовательного приближения». — Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента. Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов, как это делал В.Л. Дуров: «…пользование прикормкой как тормозом для какого-либо желаемого укорочения или полного торможения или растормаживания того или другого случайного или естественного условного рефлекса при получении каких-либо необычных для животного реакций…» («Труды практической лаборатории по зоопсихологии Главнауки Наркомпроса» Выпуск 1, под ред. проф. А.В. Леонтовича, М., 1928). — Способ альтернативного поведения, при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. — Способ игрового поведения. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие. — Способы имитационной формы научения. — Способ инстинктивной стимуляции (иногда его называют социальным облегчением) и имитационный способ. — Способ оборонительного поведения, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. — Способ агрессивно-оборонительного поведения: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которых собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Часть указанных способов, может быть использована при различных формах научения, но некоторые из них применимы только в рамках конкретных форм. Что такое метод дрессировки? Давайте вернемся к истокам. Дрессировка это научение. Научение имеет несколько несводимых друг к другу форм. Человек (дрессировщик) пользуясь биологическими законами той или иной формы научения (инициируя их действие, моделируя их, создавая условия их эффективной реализации и т. п.) формирует поведение животного. И по другому быть не может. То есть вопреки биологическим законам научение происходить не может и просто не должно. Конечно, не исключено, что ныне известные формы научения не исчерпывают этот список, но принципиальность подхода это не меняет. Хотим мы или не хотим, сознательно или бессознательно, но при формировании поведения мы используем закономерности привыкания, импринтинга, латентного научения, научения по типу доминанты, имитационного и когнитивных форм научения. Именно поэтому все чаще авторы анализирующие дрессировочный процесс обращаются к формам научения и уже складывается практика выделения методов дрессировки по формам научения, лежащим в их основе (например, называют классический условнорефлекторный, оперантный и имитационный методы дрессировки). К тому же теория любой мало-мальски научной дисциплины должна реализоваться в своих методах. Теория научения является ядром теории дрессировки, хотя и не исчерпывается ею. Так или иначе, метод должен отражать и теоретическое содержание дрессировки и быть гораздо более сложным по содержанию чем «механический» или «контрастный» «методы дрессировки». И именно форма научения имеет ведущее значение в формировании поведения так как она регламентирует выбор той или иной группы потребностей, и, вообще, их наличие, способов инициализирующих поведение определяя конкретные условия успешного формирования знания и отличается интимными механизмами формирования следов памяти. Учитывая вышесказанное, МЕТОД ДРЕССИРОВКИ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОНКРЕТНОЙ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ. Таким образом, можно продолжить список, добавив к классическому условнорефлекторному и оперантному методам дрессировки, метод дрессировки, основанный на импринтинге, метод дрессировки основанный на негативном научении, метод латентной дрессировки, метод дрессировки на основе доминанты и метод дрессировки, основанный на когнитивных формах научения. Почему метод должен регламентировать помимо теоретических и практические положения? Хотя бы потому, что некоторые формы научения имеют особенности в своей реализации. Например, для имитационной формы научения характерны имитационные способы инициации поведения, а способ отбора поведения особенно эффективен в рамках оперантной дрессировки. К тому же для успешной реализации той или иной формы научения необходимо соблюдение некоторых внешних условий. В естественной среде обитания формирование поведения довольно редко происходит благодаря какой-либо только одной форме научения. Точно также и при дрессировке, во время проработки курса или формирования конкретного навыка, мы пользуемся не только одной формой научения, мы привлекаем различные потребности, варьируем особенности подкрепления и режим тренировки. Например, даже оперантные дрессировщики признают, что действие они формируют по законам образования инструментальных условных рефлексов, а подведение под стимульный контроль происходит по классическим условнорефлекторным законам. Как впрочем и вторичного положительного подкрепления, так часто используемого ими. Отсюда есть еще один вывод: если мы не ограничим понятие метода дрессировки формой научения, мы потонем в количестве «методов», как различных сочетаний форм научения, потребностей, режима подкрепления и других условий формирования поведения. Однако практика дрессировки помимо метода и способа дрессировки требует включения еще одного понятия регламентирующего их — методики дрессировки. Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае, занимается МЕТОДИКА ДРЕССИРОВКИ, КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЫБОР И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИХ ВЫРАЖЕННОСТЬ И ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВИД И РЕЖИМ ПОДКРЕПЛЕНИЯ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ, ЭТАПНОСТЬ ОТРАБОТКИ НАВЫКА, ОРГАНИЗАЦИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И ТАК ДАЛЕЕ. Можно выделить общую методику дрессировки, которая регламентирует более или менее продолжительный этап дрессировочного процесса. Например, методику освоения дисциплинарного курса или методику минорозыскной службы. И частную методику дрессировки, регламентирующую отработку конкретного навыка. Например, методику формирования навыка посадки. ТО ЕСТЬ МЕТОДИКА ОТРАЖАЕТ АЛГОРИТМ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДРЕССИРОВЩИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ. Она наиболее динамичная категория дрессировки и может существовать во множестве вариантов. Как понятие, «методика» довольно часто встречается в руководствах по дрессировке собак, но функционально дублируется, а часто и подменяется такими понятиями как «метод», «прием», «методика выработки условного рефлекса» или даже «техника дрессировки». Аморфность понятия «прием дрессировки» кроется в двойном понимании слова «прием». Согласно словарю Ожегова (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» М., «Русский язык», 1988), прием это «…2. Отдельное действие, движение… 3. Способ в осуществлении чего-н…». Таким образом, от него целесообразней отказаться, применяя в первом значении такие термины как «действие», «движение», «навык», а во втором — «методика». Тем более, что методика определяется словарем Ожегова как «Совокупность методов обучения чему-н., практическое выполнение чего-н…». Если определить взаимоотношение методики, методов и способов дрессировки, то метод и способ, наряду с упражнением и тренировкой являются инструментами методики. Метод отражает принципиальные моменты и особенности формирования декларативной и процедурной памяти. А способ, представляет собой вариант реализации метода. И хотя он больше ориентирован на закрепление и уточнение процедурной памяти, он оказывает несомненное влияние и на упрочнение декларативной памяти. После того, как при участии методов и способов дрессировки сформирован поведенческий акт, освоение его до уровня навыка происходит в результате тренировочного процесса, благодаря упражнению. Тренировка довольно известное и однозначное понятие. Согласно словарю Ожегова, тренировка это «Занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения». А вот упражнение имеет два значения, с одной стороны это «Задание, выполняемое тем, кто упражняется в чем-н.,…», с другой — «…занятие для приобретения, усовершенствования каких-н. навыков». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|