|
||||
|
ГЛАВА XII. НАПУТСТВИЕ ЛЕСНЫМ БРОДЯГАМЗамечательное путешествие
Книга о поисках полезных дикорастущих растений заканчивается. Читатели ее — юные охотники за растениями, искатели растительных сокровищ, лесные разведчики или «лесные бродяги» (как вам больше нравится называться) — теперь должны отправиться в недалекое путешествие по полям и лесам. Взберитесь на вершину дерева. Оно качается на ветру, как мачта корабля. Вы слышите шум листвы, как шум морских волн. Взгляните на лес с высоты, и вам откроется величественная картина, не хуже той, которой любовалась Мабель в романе Фенимора Купера «Следопыт» : «К западу — только в этом направлении — перед путником открывалась даль, взор скользил по океану могучей, великолепной листвы, расцвеченной всеми оттенками, свойственными сорок второму градусу северной широты… … Вокруг — необозримая зеленая даль, нежная игра красок и оттенков, все переливы света и тени; торжественное спокойствие природы внушало чувство, граничащее с благоговением… — Это похоже на океан, который вы так любите! — воскликнула Мабель». Вот и отправляйтесь в путь по зеленому волнующемуся океану. Здесь будет все: небес голубизна,(П. Комаров) Возьмите компас, чтобы не сбиться с дороги, хороший нож и маленький топорик, лупу, записную книжку для записи наблюдений в природе, закиньте за плечи рюкзак с кружкой, котелком, продуктами и папкой для гербария — и в путь! «Когда вы испробовали хоть раз лагерную жизнь, когда вы познали радости здоровой, счастливой товарищеской жизни в маленькой палатке или в грубом шалаше, тогда ни одно развлечение не будет иметь для вас отныне такой притягательности, как жизнь под парусиновой крышей или на бивуаке…» — говорил любитель лесных походов и приключений Вл. Попов. Подговорите еще пару смельчаков, любителей путешествий и приключений: компанией в лесу веселее. А может быть, и это лучше всего, вы в путешествие отправитесь всем пионерским отрядом или целым классом. Можно путешествовать пешком, но на лодке, пожалуй, наиболее приятно. Я знаю, об одном замечательном путешествии на лодках, которое совершили по части исторического пути «из Варяг в Греки» пятнадцать девочек и мальчиков. Еще зимою уговорили они директора школы Бориса Николаевича заказать две лодки в далеких Боровичах. Чудесным летним днем путешественники добрались до Боровичей. Здесь, у берега реки Мсты, покачивались на воде две большие лодки. Начали грузиться. На одну лодку носили вещи мальчики, деловито и спокойно, на вторую — девочки. Со второй лодки доносились крики; там был переполох: мешок с инструментами скатился в воду, лодка сильно накренилась, и одна из участниц чуть не оказалась за бортом. Наконец, все готово, багаж погружен в лодки. Однако нельзя отправляться в путь, не дав названия «кораблям». И вот все собрались на совет. Один из мальчиков, хороший художник, уже вытащил масляные краски. Свою лодку мальчики сразу назвали: «Отвага». Девочки долго не могли придумать название, предлагая наперебой: «Чайка», «Волна», «Стрела»… Учительница Татьяна Николаевна, капитан первой лодки, сказала, смеясь: «Переполох!» — и все подхватили: «Переполох» «Переполох»! Несмотря на протесты девочек, скоро на носу лодки красовалась надпись — «Переполох». Так начали плавание два судна — «Отвага» и «Переполох». «Адмирал эскадры» длинным свистком дал сигнал к отправлению. Первая очередь гребцов села на весла. «Отвага», а следом за нею и «Переполох» отчалили от берега. Собравшиеся на берегу с явной завистью смотрели на развевавшиеся на лодках флаги, на гребцов, по команде капитанов поднимавших весла, и махали руками в знак приветствия. За долгое путешествие каждый был и капитаном, и рулевым, и гребцом, и часовым, и коком. Ведь каждый должен уметь и командовать и подчиняться. По пути мальчики составили хорошую коллекцию минералов, девочки — гербарий интересных растений. Художники зарисовали красивые виды. Вскоре, лодки вышли на широкую гладь Ильмень-озера, словно в открытое море. Когда вдали заблестели главы Юрьева монастыря, все почувствовали, что приближаются к чему-то давно знакомому и в то же время таинственному. За поворотом начинался Волхов, на берегу которого стоял древний вольный город, колыбель Руси, «господин Великий Новгород». Стало как-то торжественно. Здесь когда-то плавали ладьи и корабли Садко с цветными парусами; здесь на мосту лихой Васька Буслаев со своей буйной ватагой бился «во кулачном бою», здесь раздавался призыв новгородского вечевого колокола. В Новгороде остановились для осмотра древностей. Многое узнали о русской старине юные путешественники. Плывя по Волхову, часто причаливали к берегу: знакомились с древней русской архитектурой монастырей, посетили опытную сельскохозяйственную станцию, осмотрели производство фарфоровой посуды, побывали на спичечной фабрике. Посетили и «Званку» — дом-поместье поэта Г. Р. Державина. И так же, как двести сорок один год назад Гаврила Романович, … На бреге Волхова разводим огнь дымистый; Глядим, как на воду ложится красный день, И пьем под небом чай душистый. На станции Волхов был объявлен конец путешествия. Спустили флаги, лодки продали и вернулись домой, довольные, обогащенные виденным и пережитым. Очень интересными могут быть путешествия и на близкие расстояния — двухдневные и трехдневные походы за растениями. Вы уже узнали, какие полезные растения где отыскать. Вы узнали, как удобнее устроить свою жизнь в лесу. Вы даже сможете весело отдохнуть, играя в лесные игры. Мне кажется, что вы, по примеру Робинзона Крузо и даже лучше его, сделаете интересные наблюдения и соберете много ценных растений. В заключение мне хочется сказать о том, с чем вы должны вернуться из своего путешествия. Путешественники возвращаются из экспедиции. Они привозят с собой трофеи охоты, труды своих исследований. Эти трофеи: гербарии, чучела, скелеты растений, образцы лекарственного, технического и другого сырья и образцы полученной из растений продукции: масло, чай, мука, краски, духи, чернила, бумага; дневники, журналы, записи и зарисовки наблюдений, планы, чертежи и карты и вместе с тем живые «пленные дикари». В горшочках из бересты принесите домой для зимовки молодило, кисличку, сосенку, елочку, можжевельник, ежевику, землянику, мать-и-мачеху, ландыши, баранчики и многие другие растения. Они будут жить всю зиму в комнатах, и вы сможете поставить с ними опыты и наблюдать их жизнь в плену. Некоторые из них в конце зимы, когда еще за окном снег, расцветут, предвещая скорое наступление весны и приближение времени новых путешествий по зеленому морю. Что же делать со всеми трофеями вернувшимся путешественникам? Нужно организовать в вашей школе отчетную выставку. Все экспонаты привести в порядок, разложить, надписать этикетки с названиями растений, местом их произрастания, указанием способа использования. Из гербариев сделать таблицы, причем, чтобы не портить гербария наклейкой, в большом листе цветной бумаги делают надрезы, в которые вставляют только уголки листов гербария. В прорезы же вставляют и заголовки, и объяснительные надписи. Таблицы делят по группам растений: «Заменители хлеба», «Лесные овощи», «Лекарственные растения», «Технические растения», «Канцелярские растения» и т. п. Из рисунков и мелких предметов вашего обихода составьте таблицы: «Наша хижина», «Лагерный комфорт», «Лесные обеды» и пр. К выставке подготавливается и издание журнала путешествия под каким-нибудь увлекательным названием: «В дебрях лесов», «Новые робинзоны», «Жизнь диких», «Сокровища леса», «Тайны лесных бродяг» и т. п. Когда выставка будет готова, повесьте красиво нарисованное объявление об отчетном докладе экспедиции искателей полезных растений, возвратившихся из путешествия. На вечере путешественники делают доклады о своих походах в лес, о жизни в лесу. Отдельные сообщения могут быть посвящены наиболее интересным из найденных и использованных вами растений. После докладов можно провести «лесные игры». Неплохо закончить вечер осмотром выставки и лесным концертом, на котором воспроизвести один из вечеров в лесу с пением, музыкой, декламацией и пляской на лесные темы. Выставка может быть открыта для обозрения несколько дней; после закрытия ее часть экспонатов возьмут «охотники» себе на память, большую же часть лучше отдать в школьный кабинет биологии как наглядные пособия, а журналы и дневники — в школьную библиотеку. Когда-нибудь, через несколько лет после окончания школы, вы снова заглянете в школьную библиотеку, откроете свой пожелтевший дневник и вспомните о былых походах. Мне кажется, почти еще вчера(П. Комаров) Ваши летние прогулки по лесу при таком завершении принесут пользу и вам и вашим товарищам по школе. Многие из них тоже захотят будущим летом присоединиться к вам и стать лесными бродягами — разведчиками растительных богатств. До свиданья, мои друзья — юные последователи Робинзона! Удачной вам охоты за растениями! |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|